Из веломузея Андрея Мятиева. Велоклассика.

Модераторы: AASergeev, kab, Anastasiamos

Из веломузея Андрея Мятиева. Велоклассика.

Сообщение kab » 26 июн 2021, 23:41

Веломузей поздравляет с Международным Днем Велосипеда!

https://zen.yandex.ru/anvelo?lang=ru
Дорогие велосипедисты и велосипедистки, поздравляю вас с Международным Днем Велосипеда! ;-) Этот праздник учреждён в апреле 2018 года Организацией Объединенных Наций. Резолюция ООН отмечает «уникальность, давнюю историю и многофункциональность велосипеда, который используется уже два столетия и является простым, недорогим, надежным, экологически чистым и приемлемым видом транспорта». Ну а симпатичное фото из коллекции Веломузея, сопровождающее публикацию, сделано в 1890 году в Нью-Йорке и запечатлело молодую девушку в модном велосипедном костюме с одним из ранних дамских велосипедов. С нашим праздником, друзья!

Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Изображение

*****************************************************************************************************************************************************************************************************
Терминология составных элементов рамы и передней вилки велосипеда, принятая на заводах советской велопромышленности.
https://zen.yandex.ru/media/anvelo/term ... 6f6ab74cd5

Изображение
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: из веломузея Андрея Мятиева.

Сообщение kab » 26 июн 2021, 23:48

Чертеж немецкого велосипеда Diamant, исполненный по заказу советской военной администрации в 1945 году - экспонат Веломузея.
В коллекции Веломузея хранится несколько калек - чертежей общих видов различных моделей велосипедов знаменитого немецкого завода Diamant из города Хемниц. У этих калек очень интересная история - они были исполнены немецкими инженерами по требованию советской военной администрации (СВА) осенью 1945 года. Завод Diamant находился в Советской оккупационной зоне и контролировался Управлением СВА.

Чертеж общего вида велосипеда Diamant модели №83, выполненный немецкими инженерами по требованию Советской Военной Администрации в октябре 1945 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Изображение

Летом 1945 года на завод прибыла комиссия из специалистов Главмотовелопрома и Наркомата Среднего Машиностроения для обследования предприятия. Обсуждался вопрос о демонтаже оборудования и отправке его в СССР для восстановления отечественного велопроизводства. Но, после изучения состояния завода было принято решение о восстановлении производства велосипедов на месте, в Хемнице. Практически вся продукция восстановленного завода поступала в счет обеспечения репараций в СССР. Среди членов комиссии был инженер и успешный велогонщик Кирилл Степанович Гладкий, представлявший Всесоюзное Конструкторское Бюро мотовелостроения. Именно по его заданию немецкие специалисты начертили чертежи общих видов большинства серийных моделей Diamant, а сам Кирилл Степанович внимательно исследовал технологии и оборудование завода, о чем был составлен отчет для Главка. Спустя 2 года Гладкий был назначен Главным конструктором Харьковского Велозавода. Именно тогда он и реализовал полученный "немецкий" опыт. Нет, на ХВЗ не скопировали немецкие велосипеды, как часто утверждается, хотя в конструкции моделей В-62 и В-53 явно прослеживается много общего с гоночными моделями Diamant - Кирилл Степанович сумел воспользоваться передовым немецким опытом, создав на его базе свои конструкции, сообразующиеся с возможностями советского велозавода и требованиями промышленности и торговли. Отголоском этих давних и малоизвестных событий как раз и являются чертежи, ныне хранящиеся в коллекции Веломузея.

Изображение

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: из веломузея Андрея Мятиева.

Сообщение kab » 27 июн 2021, 00:01

Обзор редкого трекового велосипеда Харьковского Велозавода "Спорт- Гит" 1991 года на дисковых колесах - из коллекции Веломузея.
https://zen.yandex.ru/media/anvelo/obzo ... 746c8c846e

Представляю вашему вниманию редкий - по количеству известных экземпляров, а по сохранности так просто уникальный - гоночный трековый велосипед Харьковского велозавода модели 156-461 МУД "Гит" выпуска 1991 года. Данный экземпляр никогда не использовался, поэтому и сохранился в первозданном состоянии! Эту модель, называемую "Спецзаказом", производили мизерными тиражами в экспериментальном цехе ХВЗ по заказам спортивных команд и велогонщиков. Данная модификация предназначена для темповых гонок на треке и оснащена экспериментальными дисковыми колесами из кевлара. Гонщики-шутники называли такие колеса «паркетом».

Изображение

Изображение
Трековый велосипед Харьковского велозавода модели 156-461 МУД "Гит" выпуска 1991 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Тираж этой модификации - всего около 50 экземпляров. Велосипедов базовой модели 156-461 изготовлено свыше 400 единиц. По достаточно достоверной информации, именно этот экземпляр был изготовлен для велосипедной выставки в Милане в 1991 году, на которой Харьковский Велозавод демонстрировал более десятка велосипедов производства ХВЗ и ЦКТБ Вело.

Изображение
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: из веломузея Андрея Мятиева.

Сообщение kab » 03 авг 2021, 23:56

Дамский немецкий репарационный Diamant 1950 года из коллекции Веломузея - мечта девчонок в послевоенном СССР.
https://zen.yandex.ru/media/anvelo/dams ... 6f293c256c

Немецкий дорожный дамский велосипед Diamant Modell 83, 1950 года выпуска из коллекции Веломузея – замечательная надежная веломашина! Этот велосипед, несмотря на свою простоту и частую встречаемость, имеет большое значение для истории СССР - не больше и не меньше! И вот почему: до 1945 года велосипед в СССР был роскошью, доступной немногим, но после Победы в нашу страну хлынул поток трофейных велосипедов, привезенных солдатами и офицерами, а в магазинах появились сверкающие хромом и нарядной окраской велосипеды, поступавшие по репарации. Стоили они относительно недорого и были вполне доступны. В СССР из Советской оккупационной зоны Германии массово поставлялось несколько мужских и дамских моделей велосипедов трех марок: Diamant, Mifa и Simson. Все эти предприятия входили в Советское Акционерное Общество "Авто-Вело", созданное на территории Германии и управляемое номинально местными социалистическими властями, а реально - из Москвы. Большая часть продукции этих и других заводов поступала в СССР по репарации, некоторое количество распределялось в Германии, но опять же среди советского контингента. Этими велосипедами часто награждались военнослужащие оккупационных войск и советских учреждений - за отличную службу и образцовый труд. Этот дамский велосипед, из коллекции Веломузея, был куплен в московском универмаге ЦУМ в 1950 году, эксплуатировался недолго и хранился всегда в квартире – подвешенным на стену в коридоре. Этот экземпляр сохранил аксессуары – сеточку на заднем крыле для защиты платья от попадания в спицы колеса, звонок, а также фару с генератором и задним фонарем.

Изображение

Изображение

Изображение

Немецкие веломашины особенно памятны тем, чье детство пришлось на послевоенные годы - стремительные Diamant’ы тогда были во многих семьях и почти в каждом столичном дворе, так что хоть раз прокатиться на них удавалось всем. Расскажу об истории компании Diamant, кстати, в настоящее время считающейся самой старой из существующих велосипедных марок Германии. В 1884 году слесарь Фридрих Нефогт, родом из Кракова в Мекленбурге, приехал в Хемниц и открыл магазин, торговавший аксессуарами для вязальных машин. В 1885 году Фридрих совместно с братом Вильгельмом основал компанию «Gebrüder Nevoigt Reichenbrand/Chemnitz». Именно 1885-й считается годом основания компании Diamant. Тогда же было организовано производство высококачественных игл и аксессуаров для швейных машин. В конце того же года было изготовлено несколько велосипедов. Постепенно, по мере роста спроса на веломашины, братья уделяли все большее внимание этому продукту и в 1895 году начали их серийное производство под маркой Diamant. В 1906 году компания преобразована в акционерное общество, и стала называться Gebrüder Nevoigt AG, Reichenbrand-Chemnitz. К этому времени компания стала одним из крупнейших машиностроительных предприятий, производивших большой ассортимент различной продукции. В связи с ростом производства велосипедов советом акционеров в 1912 году было принято решение о повторной реорганизации компании, отныне называвшейся "Diamant Werke Gebrüder Nevoigt AG". В годы Мировой войны велопроизводство оставалось стабильным, а другие виды продукции ограничили в пользу военных заказов. В 1916 году на заводе работало около 1000 сотрудников. В 1920 году произошло слияние с автомобильным заводом "Elite AG" из Бранд-Эрбисдорфа и объединенная компания стала называться "Elite Diamant AG".

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В том же году фирма начала спонсировать велогонки и достигла успеха – гонщики на велосипедах Diamant стали одними из наиболее успешных в Германии. Во время мирового финансового кризиса положение компании серьезно пошатнулось и в 1928 году контрольный пакет акций купил Adam Opel AG (который, в свою очередь, уже принадлежал американской General Motors). В 1930-м компания восстановила независимость и стала называться "Elite Diamant AG Siegmar/Sachsen". В 1931 году Diamant запатентовала двухроликовую цепь, которая по сей день используется на большинстве велосипедов в мире. Внедрение тонкостенных труб из легированной стали и передовых технологий позволило компании представить на рынок «Модель 67», ставшую самым успешным гоночным велосипедом Германии. Эрнст Ихбе (Лейпциг) и Карли Лоренц (Хемниц) выиграли золото на Олимпийских играх 1936 года; также на этих велосипедах были выиграны национальный чемпионат Германии и чемпионат мира в Цюрихе. В 1937 году компания выпустила миллионный велосипед с маркой Diamant. Во время Второй Мировой войны производство было полностью занято военными заказами, в том числе выпускались и армейские велосипеды. В ходе боевых действий завод сильно пострадал от бомбардировок. После окончания войны заводы, оказавшиеся в Советской оккупационной зоне, контролировались Советской Военной Администрацией. Завод был восстановлен и, несмотря на то, что часть оборудования была вывезена в СССР, продолжил производство. В 1948 году, наряду с другими машиностроительными предприятиями Советской оккупационной зоны, завод вошел в Советское Акционерное Общество "Авто-Вело", созданное на территории Германии и управляемое Советом Министров СССР. Большая часть продукции заводов Авто-Вело поступала в СССР в счет репараций. 2 мая 1952 предприятие перешло под контроль правительства Германской Демократической Республики и получило название «VEB Fahrradwerke Elite Diamant». Во времена ГДР все сильнейшие гонщики Восточной Германии ездили на велосипедах Diamant. Знаменитый Густав Адольф Шур на Diamant 167 стал чемпионом мира среди любителей по шоссейным гонкам в 1958 и 1959 годах. В 1960 году этот титул перешел к Бернхарду Экштайну, также ездившему на 167-й модели. В 1950-х годах выпускалось до 300 000 велосипедов в год. Успешно внедрялись новые технологии и детали из легких сплавов. После упразднения ГДР, предприятие было приватизировано и довольно успешно продолжило работу, однако не удалось избежать потери независимости - в 1992 году, контрольный пакет акций приобрела швейцарская группа Villiger-Gruppe, а в 2003-м обе фирмы были выкуплены фирмой из Винсконсина Trek Bicycle Corporation.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: из веломузея Андрея Мятиева.

Сообщение kab » 05 авг 2021, 16:33

Фото 1870-х годов из коллекции Веломузея, запечатлевшее мальчишку на очень странном веломобиле!

https://zen.yandex.ru/media/anvelo/foto ... 1d8a9bd210

В коллекции Веломузея хранится интереснейшая фотография 70-х годов XIX века, на которой запечатлен мальчик на необычном трехколесном велосипеде. Это старинное транспортное средство с полным правом можно назвать веломобилем, так как оно имеет педальный привод, удобное сиденье и своеобразное рулевое управление. Рассмотрим внимательно этот трицикл. Рама металлическая, и колеса изготовлены из дерева, при этом обода не имеют металлической оковки. Привод классический педальный, на переднее колесо. Конные экипажи того времени имели поворотную переднюю ось, а у этого трехколесника поворотная ось - задняя! Управляется она от руля с вертикальным валом, при этом привод осуществлен цепью! Не велосипедной, а классической, круглозвенной, со звеньями, сделанными из проволоки. Под сиденьем скорее всего размещается багажный ящик.

Изображение

Изображение

Фото 1870-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, запечатлевшее мальчишку на необычном веломобиле.

Мальчик одет в костюм из сукна (судя по отсутствию мелких складок), кожаные ботиночки и шапку, напоминающую кубанку. Судя по текстуре, шапка изготовлена из каракуля. На ней закреплен тканевый бант и какой-то знак или брошка. К сожалению, фотография не подписана и установить точно, где и когда сделано фото, не представляется возможным. Найдена и приобретена карточка в Москве. Датировка произведена по сопровождавшим датированным фотографиям, конструкции велосипеда и фасону одежды мальчика.

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: из веломузея Андрея Мятиева.

Сообщение kab » 05 авг 2021, 17:47

Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: из веломузея Андрея Мятиева.

Сообщение kab » 29 авг 2021, 23:32

Классика советского велостроения - роскошный велосипед "Прогресс" 1954 года производства завода ЗиС - из коллекции Веломузея.
https://zen.yandex.ru/media/anvelo/klas ... 004c3a1645

Изображение

Изображение

Изображение

Модель В-110 "Прогресс" разработана в КБ Харьковского Велозавода в 1948 году конструкторской группой под руководством Кирилла Степановича Гладкого. Серийное производство «Прогресса» началось в 1949-м. В 1951-м, по приказу Министерства Авто-Тракторной Промышленности, производство модели В-110 «Прогресс» было освоено на крупнейших автозаводах СССР - в Москве, на Заводе имени Сталина (ЗиС) и в Горьком - на ГАЗе. Специалисты ХВЗ передали техническую и технологическую документацию и образцы, а автозаводцы адаптировали конструкцию "Прогресса" для производства. Если горьковская версия модели В-110 мало отличалась от харьковского прототипа, то московская отошла от прототипа очень далеко - конструкторы ЗиСа изрядно усовершенствовали велосипед, внеся множество изменений в конструкцию. Самое важное изменение, позволяющее назвать ЗиСовский «Прогресс» отдельной моделью, была своеобразная конструкция рамы, которая была не паяной, как у харьковского прототипа, а паяно-сварной, при этом крепление задних стоек к подседельному узлу осуществлялось на заклепках. Обода колес впервые в практике отечественного велостроения имели коробчатый профиль. Собственно говоря, практически все детали и узлы велосипеда имели отличия от конструкции ХВЗ В-110.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Завод ЗиС в связи со своим широким производственным профилем, а он выпускал легковые представительские и грузовые автомобили, спецтехнику, автобусы, холодильники и детские велосипеды – был очень хорошо оснащен оборудованием различного назначения и имел собственных первоклассных специалистов различных отраслей техники. Освоение производства дорожных велосипедов для автозаводцев не представляло сложности и вскоре ЗиСовские «Прогрессы» завоевали славу очень надежных и качественных веломашин. Велосипеды выпускались в нескольких вариантах комплектации и декоративного оформления – от самой роскошной модификации с цветной окраской, богатым декором с линовкой и цветными декалями, дополнительными аксессуарами в виде ручного тормоза, зеркала заднего вида, фары с динамомашиной , счетчика пройденного пути и цветных шин до предельно простой машины черного цвета с окрашенными ободами и безо всяких «наворотов». Московские «Прогрессы» были ориентированы на любой вкус и кошелек. Велосипед из коллекции Веломузея, представленный в этом обзоре относится как раз к самой дорогой версии модели.

Изображение

Изображение

Изображение

В 1956 году, после XX съезда КПСС, на волне развенчания культа личности Сталина предприятие переименовали в Завод имени Ивана Лихачева – ЗиЛ. В декоре велосипедов последовали изменения – поменялась эмблема, декали и клеймение всех комплектующих. В 1959 году велопроизводство на ЗиЛе решили свернуть, т.к. завод был чрезмерно загружен основным профилем производства. Производство вместе с оборудованием перенесли в поселок Жуковка Брянской области, где был создан Жуковский Велозавод на котором модель В-110 выпускалась аж до 1970 года с минимальными изменениями. На московском автозаводе ЗиС - ЗиЛ выпустили более 3 миллионов 240 тысяч велосипедов. Московские «Прогрессы» оказались настолько надежными и качественными, что многие из них эксплуатируются по сей день! Хотя найти такой велосипед в коллекционном состоянии очень и очень нелегко…

Изображение
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: Из веломузея Андрея Мятиева. Велоклассика.

Сообщение kab » 30 авг 2021, 00:00

Американский велосипед Sears Spaceliner 1966 года
https://zen.yandex.ru/media/anvelo/amer ... 37d90baab4

Изображение
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: Из веломузея Андрея Мятиева. Велоклассика.

Сообщение kab » 30 авг 2021, 00:17

Обзор французского дорожного велосипеда Onoto конца 1950-х годов
https://zen.yandex.ru/media/anvelo/obzo ... 2a498dab97

Изображение
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: Из веломузея Андрея Мятиева. Велоклассика.

Сообщение kab » 30 авг 2021, 00:30

Велосипед ЗиФ модели 2В 1952 года
https://zen.yandex.ru/media/anvelo/obzo ... 36ddc1c631

Изображение
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: Из веломузея Андрея Мятиева. Велоклассика.

Сообщение kab » 30 авг 2021, 00:34

Французский дамский велосипед Flamand 1950 года
https://zen.yandex.ru/media/anvelo/obzo ... 3fa6951a04

Изображение
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: Из веломузея Андрея Мятиева. Велоклассика.

Сообщение kab » 30 авг 2021, 00:40

Немецкий дорожный мужской велосипед Diamant 1952 года выпуска
https://zen.yandex.ru/media/anvelo/obzo ... 28904063ed

Изображение
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: Из веломузея Андрея Мятиева. Велоклассика.

Сообщение kab » 30 авг 2021, 01:15

Обзор советского велосипеда "для тружеников села" - В-123 "Урожай" 1964 года
https://zen.yandex.ru/media/anvelo/obzo ... 5a138932cb

Изображение
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: Из веломузея Андрея Мятиева. Велоклассика.

Сообщение kab » 30 авг 2021, 01:29

Спич про «ЗиЧ» или слово о советской велосипедной промышленности.
https://zen.yandex.ru/media/anvelo/spic ... 1a91387441

Изображение
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: Из веломузея Андрея Мятиева. Велоклассика.

Сообщение kab » 13 янв 2022, 20:09

https://zen.yandex.ru/media/anvelo/perv ... 81d511a7?&
Первый советский массовый мотовелосипед ХВЗ В-901 1961 года с мотором Д-4 ("дешка", "дырчик")

Изображение

:D
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: Из веломузея Андрея Мятиева. Велоклассика.

Сообщение kab » 13 янв 2022, 21:05

https://zen.yandex.ru/media/anvelo/velo ... 1f0201d6?&

Велосипедный привод валом - почему неправильно называть его карданным. По материалам 1920-х годов

Изображение
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: Из веломузея Андрея Мятиева. Велоклассика.

Сообщение kab » 15 янв 2022, 17:41

https://zen.yandex.ru/media/anvelo/chem ... 6f264ec6?&

Чем отличается езда на высоком велосипеде "пенни-фартинг" или "паук" от езды на обычном классическом байке?

Изображение
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: Из веломузея Андрея Мятиева. Велоклассика.

Сообщение kab » 06 ноя 2022, 19:30

https://dzen.ru/a/Y2F7BwVxI0zP-vFg
Необычный немецкий мотовелосипед Presto 1940 года с мотор-колесом и однотрубной рамой - из коллекции Веломузея.
2 ноября

Представляю вашему вниманию интересный экспонат из коллекции Веломузея - редкий немецкий мотовелосипед Presto Modell 150, построенный в 1940 году на заводе NAG в городе Хемнице. Мотовелосипед оснащен мотор-колесом Saxonette производства завода Fichtel & Sachs. Рабочий объем двухтактного двигателя - 60 куб. см, мощность 1,2 л. с. Интересной технической особенностью этого аппарата является рама - монокок, внутри которой расположен топливный бак. Мотовелосипед весит 38 кг. и разгоняется до 40 км/ч. Экипажная часть, за вычетом необычной трубчато-штампованной сварной рамы – вполне велосипедного типа. Обращают на себя внимание шатуны, изготовленные из алюминиевого сплава – как у серьезных гоночных велосипедов. Передний тормоз барабанный, с тросовым приводом от рычага на руле. Размерность шин – 26 х 2,25.

Изображение
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: Из веломузея Андрея Мятиева. Велоклассика.

Сообщение kab » 09 авг 2023, 11:11

https://dzen.ru/a/YWv4p6Dcaw7vmNW7
Французский велосипед Hirondelle 1929 года с очень необычным двухскоростным приводом Retro-Direct
Изображение
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21


Вернуться в Разное

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6