Веломобиль "Корсар", общая идеология проекта

Модераторы: AASergeev, kab, Anastasiamos

Веломобиль "Корсар", общая идеология проекта

Сообщение kab » 25 фев 2012, 23:35

Первое знакомство.
(начало увлечения конструированием веломобилей)


Изображение
Вид веломобиля "Вишенка" во время тест-тура 2010 года.

Первая встреча с живым веломобилем произошла теплым, тихим августовским днем. Ласковые, мягкие лучики солнца, пробиваясь сквозь тихо шелестящую листву огромных тополей, поглаживали лицо, и настраивали на восторженно-философское настроение. Рабочий день закончился, я стоял на заводской проходной, беседовал, за жисть, с моим коллегой по работе, наслаждаясь замечательной погодой, и вдруг увидел, как по улице, мимо меня беззвучно и стремительно проскочил приземистый аппарат с педальным приводом. Зрелище для меня было удивительное. «Живьем» ничего подобного мне видеть пока не приходилось. Я всегда старался много читать разной технической литературы, так что опознать, что увиденное мною техническое чудо-юдо – это веломобиль удалось сразу. Ни догнать ни рассмотреть как следует его в тот день мне не удалось, но ВЕЛОМОБИЛЬ был, я его видел! Через несколько дней, на рынке мне удалось познакомиться с Вадимом Дунаевым — конструктором и хозяином этого веломобиля.

Вадим оказался очень общительным, контактным человеком. И мне быстро удалось получить разрешение прокатиться на его аппарате.

После первой же поездки веломобиль полностью меня покорил. Оказывается, на нем можно не только быстро ездить по ровной дороге, но и прыгать с бордюров, съезжать по ступеням уличной лестницы т.д и т.п. Это было что-то. Чем больше я ездил, тем больше я чувствовал, что веломобиль очень интересная штука!

Все описываемые события проходили в теперь уже почти былинном 1993 году. Шквал инфляции еще не до конца затопил страну, совсем недавно был август 91 года с его ГКЧП, Во время событий, которые потом назовут путчем, я работал в заводском пионерском лагере и видел, как в деревне люди ходили по улицам и поздравляли друг друга с «Прекращением бардака», а потом замерев смотрели в телевизор, где показывали «штурм Белого Дома», Ельцина на танке и просто не могли поверить, что кому-то нужны «великие потрясения».

Завод, на котором я работал – крупное предприятие, работающее в основном на оборону, с полным циклом производства. И даже перепрофилировать его не просто трудно, а вообще, по специфике решаемых задач, практически невозможно. Примерно в тот период, мы считали, чтобы получить одинаковую прибыль от производимых тогда в рамках конверсии, стиральных машинок, сопоставимую с прибылью от сдачи одной единицы спец. техники заводу надо тех машинок сделать 67 (!) вагонов! А в 80-е годы завод спец. техники сдавал по 900-800 штук в год!

Пришел работать на завод я по распределению в 90 году, сразу попал цеховым конструктором в штамповочный цех. Работа была интересная – старался побольше бывать среди рабочих, много для меня было нового и познавательного. Шутливое замечание – для штамповщиков – конструкторов металл – как пластилин, его можно гнуть, мять, вытягивать, плющить, давить, завязывать узлом, словом, делать с ним, что угодно! Для токарей, фрезеровщиков – металл твердый – заготовку можно обрабатывать – только удаляя излишки металла инструментом и металл и размеры в нем сильно зависят от температуры. У горячих деталей размеры больше, у холодных меньше…

Специфика работы цехового конструктора – занимаешься всем чем угодно, рисуешь детали, кондукторы, штампы, иногда приходит механик, вываливает на стол кучу железок в тряпке, и говорит – Тут вот GZAE?GFUYT! развалилась – посмотри, разберись как она работала, нарисуй быстренько, эскизики – надо срочно отдать в работу, но детали могут быть не все! И вот, сидишь – уподобляешься археологу, выискиваешь в куче промасленных обломков нужные, смотришь, где, что и откуда может быть, примерно, чья конструкторская школа – типа, наше, ли еще трофейное Германское? И как вся та ХРЕНЬ должна работать в сборе!

На тот период, завод еще старался сохранить кадры квалифицированных рабочих, хотя вал оборонных заказов практически иссяк. Отходов производства было много и, стараясь сохранить кадры, начальники цехов и мастера сквозь пальцы смотрели на производство всякого «левака» для поддержания семейных бюджетов. Но объем работ упал, упал и у меня. И тут подворачивается Вадим со своим мобилем!

Честно, сказать, веломобили видел в журналах, в 80-е годы про них много писали и показывали по телевизору, но отношение к ним у меня было такое – снисходительно, снобистско – пренебрежительное. Типа, а третье колесо завсегда лишнее. Сам много ездил на велосипеде, у всей семьи были велики. К тому времени, уже лет 7, летом основным многоместным транспортным средством был мопед Рига–16, на него поставил двухместное сидение от мотороллера «Вятка-Электрон», задние гидравлические амортизаторы от того же мотороллера. Так что транспорт для поездок был, вдвоем ездили и с супругой, или с матушкой и, даже, умудрялись втроем с детенышем ездить в лес за грибами и ягодами, за 30-40 км в один конец. Про машину, а точнее про права, даже и не мечтал – у меня было зрение – 8, с изменением, как говорили врачи, глазного дна, из армии комиссовали с записью в военном билете – годен к нестроевой службе в военное время. А веломобиль, ну не трогал он меня. И вдруг удалось покататься! И ощущение – кайфа от поездки так меня захватило, что Все! Захотел себе подобный аппарат!

Да и вообще – веломобиль — просто интересная конструкторская задачка – сделать так, чтобы аппарат, который имеет изначально больший вес, большее число колес, а значит, большее сопротивление качению, чем велосипед, ездил бы, за счет технических ухищрений, технического совершенства, более интересных конструкторских решений, за счет лучшего использования эргономики, более удобной посадки, лучшей аэродинамики быстрее обычного велосипеда!

На уровне эмоций – я уже знал – веломобиль имеет право на существование! Недоступность на тот момент транспортных средств на которые нужны «права» делали задачку весьма привлекательной. И передо мной стоял уже готовый веломобиль, с уже проверенной временем схемой, где и нужно то было всего отработать технологию изготовления отдельных узлов. Мы много говорили с Вадимом о жизни, о веломобилях, и еще о многом разном. И договорились о сотрудничестве. План минимум был сделать аппарат для себя, с отдаленным прицелом – наладить мелкосерийное производство веломобилей. А о том, что все получится, вопрос даже и не возникал. Наштамповать что угодно – проблем немного, а вот сделать, чтобы получилось красиво, надежно, долговечно, удобно, для этого вначале необходим цикл доведения просто конструкции, пусть и удачной, до конструкции, которую можно повторить необходимое количество раз, плюс ресурсные испытания, чтобы знать реальный срок службы веломобиля. Вообще – самые замечательные проекты делаются не одиночками, а группами энтузиастов, которые поддерживают друг друга, помогают, на практике используют метод мозгового штурма.

Японцам приписывают красивую фразу о том, что для успеха дела нужны три «И» : интерес, интеллект, информация. Последнего «И», то есть информации, мне и не хватало. Пришлось засесть за подшивки технических журналов за последние 10 — 15 лет. О веломобилях писали много, но бессистемно.

Нас интересовало: рулевое управление: углы наклона шкворней, углы развала колес, передача от руля к колесам; привод от педалей на ведущие колеса; компоновка. Но на эти вопросы в этих публикациях мы ответа не нашли.

Когда-то мне в библиотеке попалась книга начала 50-х годов точного названия сейчас уже не помню, как в домашних условиях собрать моторную лодку. Очень красиво была книжка написана Большое на меня произвела впечатление. Попутно хотелось обобщить и систематизировать отдельные узлы и механизмы веломобилей, сделанные другими конструкторами и провести сравнительные испытания, чтобы выбрать наиболее интересную конструкцию. И написать о своей работе так же красиво и подробно, как в той книжке.

В конце концов возникла мысль организовать кружок по созданию веломобильной техники. В одном месте можно было бы собрать энтузиастов, получить помещение, пусть с небольшим станочным парком и, занимаясь любимым делом, получать еще и за то дело з/плату. А самые лучшие испытатели, как известно – дети, спиногрызы, бандерлоги, перед ними не устоит ни одна конструкция, если что-то можно сломать, они обязательно сломают, Блин! А на технике, выстоявшей после детских «покатушек» уже можно смело ездить где угодно и отдавать любому покупателю.

Размышлялка – что человек создает в своей жизни – образы, ОБРАЗЫ чего угодно. И мы встречаем вокруг себя людей с различным типом мышления. У одних людей – мышление

- подетальное – они могут за один раз ухватить только одну деталь, был у нас один очень хороший токарь – Саша М. детали делал, прекрасно, захотел себе веломобиль – пожалуйста! Ты делаешь одно, мы делаем другое, так все и срастется. Получил он готовую раму – всего-то надо было поправить перья задней подвески, обеспечить соосность резьбовых втулок. Работы минут на 15, крутил раму в тисках часа 3, сломал заднее перо, решил заварить не, по-простому, а «как надо, по науке!» еще месяца три заваривал, потом обиделся, бросил, поменял весь комплект веломобильных деталей на сварочный полуавтомат, который у него еще лет 10 стоял в комнате, запечатанный в ящик… Потом стал проектировать шестеренчатую коробку передач для веломобиля, и на том все дело и заглохло.

- узловое –человек ухватывает работу целого узла, но до готовой конструкции ему перейти трудно.

- цельное, настоящее образное мышление, когда человек сразу видит свою будущую конструкцию в сборе, не зацикливаясь на мелочах. Вот у Вадима именно такое цельное мышление. Никакого технического образования у него нет, но прекрасный художник, очень хороший дизайнер, общаться с ним трудновато, очень любит на себя тащить одеяло, но очень полезно.

И при создании веломобилей, да и не только, очень хорошо видно, на каком уровне твое сегодняшнее мышление и куда еще надо стремиться. :)



При проектировании и изготовлении веломобиля ставились основные задачи:

- получить минимально возможные габариты, чтобы можно было хранить веломобиль в домашних городских условиях - на балконе или в прихожей и без труда заносить ее домой по лестнице или в лифте.
- обеспечить простоту, технологичность и повторяемость конструкции в домашних условиях при минимуме станочных работ и при использовании максимально возможного числа современных покупных деталей.
- получение хороших скоростных и динамических характеристик, сопоставимых с характеристиками велосипедов с аналогичной комплектацией за счёт удачной посадки, когда работают значительно больше групп мышц ног, спины, брюшного пресса, хорошо подобранному передаточному отношению педального привода, большому числу передач, низкому центру тяжести.
- сделать поездки приятными и комфортными.

Компановочная схема веломобиля "Вишенка" - "Корсар"

Схема нашего веломобиля - трёхколесная: два передних колеса управляемые, заднее колесо - ведущее.
Для одноместной машины три колеса - оптимальный вариант. При этом вместо заднего моста, дифференциала, используется заднее стандартное колесо от велосипеда, рама веломобиля получается простой и легкой, ведь она не испытывает нагрузок на скручивание, мы выигрываем в проходимости, т. к. ведущее колесо всегда "цепляется" за дорогу и хорошо загружено, причем загрузка повышается при движении с грузом или в гору.


Обучение езде на веломобиле практически не требуется, хотя в управлении есть свои тонкости и нюансы.
Для поездок по всем дорогам общего пользования достаточно знаний и соблюдений правил дорожного движения.
Хорошо отрегулированный, полностью укомплектованный всеми системами пассивной безопасности (яркий флажок, броская окраска, фонари спереди и сзади, световозвращающие элементы ), освоенный, с адекватным и предсказуемым поведеним, на дороге веломобиль безопасен.
Самая главная часть веломобиля, так же как и всякого другого транспортного средства на дороге - голова его водителя.

Человеку свойственна тяга к познанию нового, неизведанного. Самое новое и неизведанное таится всегда внутри самого человека и очень активно начинает проявляться на природе, во время походов и путешествий. Для них веломобиль подходит наилучшим образом: устойчивый на дороге, достаточно проходимый, более грузоподъемный чем велосипед, он помогает человеку взглянуть на себя со стороны глазами окружающих и очень быстро получить ответ на один из самых интересных вопросов - "сколько ты стоишь"...

Правильно собранный и отрегулированный веломобиль, при регулярной профилактике, исправно служит долгие годы. :)

Описание изготовления веломобиля включает в себя несколько подтем, которые пока находятся в стадии написания и оформления,
в которых стараюсь рассказывать и показывать последовательность изготовления веломобиля пошагово с основными размерами и применяемыми кондукторами и приспособлениями:
Инструменты для изготовления веломобиля.
Изготовление:
- рама,
- рулевое управление,
- подвеска (задний маятник),
- сидение,
- главный привод,
- колёса.
- дополнительное оборудование.
Последовательность сборки и регулировки.
Вес деталей веломобиля "Корсар".
Особенности управления и эксплуатации.




Продолжение следует...
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 785
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: Веломобиль "Корсар", общая идеология проекта

Сообщение Александр » 27 фев 2012, 10:48

блин.Александр-соблазняете...тоже подумывать начал про веломобиль!!!!
Аватара пользователя
Александр
 
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 14 май 2011, 16:24

Re: Веломобиль "Корсар", общая идеология проекта

Сообщение kab » 27 фев 2012, 12:30

За тем и пишу...


Вступление. Что такое веломобиль. Его практическое применение.

Увлечение веломобилями пришло случайно. Теплым, тихим августовским днем мимо меня беззвучно и стремительно проскочил приземистый аппарат с педальным приводом. Через несколько дней мне посчастливилось познакомиться с владельцем и конструктором этого веломобиля — Вадимом Дунаевым. После нескольких минут поездки на новом для меня виде транспорта я понял, что хочу иметь веломобиль.

В конце 1993 года мне удалось устроиться на должность руководителя кружка технического творчества. Постепенно подобрался коллектив ребят — энтузиастов и поклонников веломобилей, с которыми мы сделали наши первые конструкции, достаточно надежные для повседневных поездок по городу.

Мы стремились создать простой, легкий, надежный, компактный, технологичный, удовлетворяющий «Временным техническим требованиям к веломобилям», легко повторяемый веломобиль, который по габаритам можно было хранить в обычной квартире и поднимать домой на лифте, с хорошими скоростными и динамическими характеристиками. Попутно обобщить и систематизировать отдельные узлы и механизмы веломобилей. Интенсивная многолетняя безаварийная эксплуатация показали высокую надежность и обоснованность использованных решений.

Как показала практика, обучение езде на веломобиле практически не требуется, с управлением справляются новички любого возраста и с самой различной физической подготовкой. Для управления веломобилем не нужны «права», достаточно знаний правил дорожного движения.

Веломобиль – это транспорт здоровья, бодрости, транспорт сильных, спокойных и уверенных в себе людей, удачно объединяет простоту, экономичность и экологичность велосипеда с устойчивостью, удобством посадки, хорошим обзором автомобиля. Педальный привод веломобиля более эффективен, чем велосипедный, за счет рациональной посадки и включения в работу мышц спины.

В любительской постройке прижились две основные схемы одноместных веломобилей. Одна из них — «Схема Мазурчака» это веломобиль с передним ведущим и управляемым колесом. Названа так по фамилии автора, опубликовавшего на страницах «М-К» статью, ставшую культовой и подтолкнувшую многих на постройку веломобиля. Статья написана просто, ясно и четко, рассказывая о проектировании веломобиля технологии его постройки. Никогда не был приверженцем этой схемы, но простота, технологичность и низкая стоимость находят своих поклонников.

Вторая схема — намного сложнее, дороже в постройке, но со значительно большим комфортом и возможностями для модернизации. С задним ведущим и передними управляемыми колесами.

С самого начала было очевидным, что при всем возможном многообразии форм, любой веломобиль состоит из набора типовых узлов, которые и определяют скоростные, эксплуатационные качества, его надежность и долговечность. Поэтому много сил и времени было потрачено на разработку и создание «конструктора веломобилиста» т.е. набора типовых элементов (быстросъемные боковые колеса, поворотные кулаки, элементы подвески, втулки ведущих колес, каретки, промежуточные передачи, отжимающие ролики и т.д. и т.п.), которые пригодны для установки на обычный велосипед и используя их, даже новичок, может в короткий срок собрать веломобиль собственной конструкции или какую либо еще конструкцию с мускульным приводом. Все аппараты, показанные на снимках собраны с использованием этих элементов.

Наши веломобили активно использовались для пропаганды технического творчества и здорового образа жизни при проведении различных культурно-массовых мероприятиях, проводимых в городе. Они участвовали в детских праздниках, выставках, конкурсах и т.д.

С ростом технического совершенства наших веломобилей стали возможны туристические походы. Человеку свойственна тяга к путешествиям, к познанию нового, неизведанного. Для путешествий по родному краю веломобиль подходит наилучшим образом: устойчивый на дороге, достаточно проходимый, более грузоподъемный чем велосипед, он помогает человеку остаться наедине с природой, лучше раскрыть в себе физические и духовные силы.

Самые удачные мероприятия были проведены при активном сотрудничестве с местными «Зелеными». Наиболее продолжительный и интересный из них — пробег «Зеленое кольцо Тамбовщины», проведенный в августе 1997 г. посвященный 200-летию образования губернии, в течении которого группа на трех веломобилях с машиной сопровождения без поломок и происшествий прошла за 12 дней около 1000 км, посетив при этом практически все крупные населенные пункты области. Тысячи людей не только увидели веломобили, но и покатались на них. Попутно, на всем маршруте проходил проверку способ оценки состояния окружающей среды методом биомониторинга. После обработки результатов была составлена карта загрязнения области. В 1998 году наши веломобили побывали в соседнем Липецке. А в 1999 году группе из 5 человек на 4 веломобилях и одном мопеде, стал по силам маршрут Тамбов-Воронеж-Задонск-Липецк-Тамбов протяженностью около 600 км.

За новыми впечатлениями можно ехать за тридевять земель но и рядом, в нашей области много замечательных интересных мест с красивой природой и памятников старинной архитектуры. Поэтому, в последние годы, мы перешли на походы выходного дня. Для нас важнее не установление новых рекордов, а теплая, дружеская и дружелюбная атмосфера встречи и общения.

Хотя скорость веломобиля меньше, чем у автомобиля или мотоцикла, мощность «двигателя» не десятки лошадиных сил, а собственные ноги, благодаря удачной посадке, когда работают значительно больше групп мышц не только ног но и спины, хорошо подобранному передаточному отношению педального привода, большому числу передач, низкому центру тяжести, веломобиль имеет хорошую динамику. И для достижения той же скорости, что и на велосипеде требуется меньше усилий.

Умеючи можно и танк вверх гусеницами положить, не говоря уже о веломобиле. Опыт показывает, что только хорошо отрегулированный, полностью укомплектованный всеми системами пассивной безопасности(красный флажок, катафоты, яркая окраска, постоянно включенные фонари спереди и сзади) и освоенный веломобиль на дороге безопасен.

Еще излюбленный вопрос: куда же можно проехать на веломобиле? А куда угодно! На нем можно, конечно, прыгать с бордюров, перелазить через завалы щебня, съезжать по ступеням лестницы, переезжать различные препятствия типа крупных камней, кирпичей, бревен, но оставим это занятие специалистам по триалу, его же призвание и назначение — движение с высокой скоростью по хорошим дорогам, а проходимость веломобиля повыше, чем у «Жигулей» будет.

Срок службы? Веломобиль — это сложная конструкция, она требует приложения значительных усилий, знаний, желания, терпения, аккуратности и последовательности. Хороший веломобиль стоит дороже велосипеда с аналогичным уровнем комплектации. Но грамотно спроектированный, правильно собранный и отрегулированный веломобиль при проведении незначительной и регулярной профилактике, замене быстроизнашивающихся частей(звездочек, цепей, покрышек) верно служить хозяину долгие годы.
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 785
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: Веломобиль "Корсар", общая идеология проекта

Сообщение kab » 22 авг 2012, 14:51

Идея использования веломобиля "Корсар" зимой.
Веломобиль успешно продвигается вперёд, когда его колёса стоят на твёрдой, плотной поверхности, например - утоптанный снег.
В городе ширины веломобиля достаточно, чтобы проезжать практически по всем тропинкам.

Изображение

Иное дело за городом. Там зимние тропинки уже (меньше по ширине).
И уже было несколько случаев - доезжаю до узкой тропинки, по которой вполне успешно пройдёт и зацепится ведущее колесо, но боковые колёса, попадая на рыхлый снег мгновенно тонут и приходится поворачивать назад или искать объезд.
Установка вместо боковых колёс лыжей, по моему, вполне поможет открыть новые возможности зимнего веломобильного туризма, прогулок и путешествий.
Есть два варианта:
- используя быстросъёмные крепления, изготовить дополнительный лыжный комплект, который можно возить на багажнике и при необходимости, менять с колёсным вариантом, потому что в основном веломобиль всё же будет передвигаться на колёсах.
Достоинство - точная управляемость, Полная сохранность покрышек.
- сделать съёмные лыжи, которые можно было бы монтировать на штатные колёса.

Сейчас говорить о достоинствах и недостатках каждого варианта можно много разговаривать, но практика на все вопросы ответит лучше.


Изображение
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 785
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21


Вернуться в Веломобиль "Вишенка" - "Корсар" Александра Карпука. Как сделать.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron