Страница 1 из 1

Снегоходы на базе карта

СообщениеДобавлено: 12 фев 2016, 16:23
kab
Снегоходы или, как у нас их называли «четырёхколесники».

Перенесено отсюда:
http://luchistoe.ru/v-gostyah-u-aleksan ... kolesniki/


Изображение
На речке, за рулём аппарата Александр Сергеев.
Хорошо видно «принудительное» охлаждение двигателя – из под переднего колеса летит много мелкого снега, который очень эффективно охлаждает нагретый цилиндр двигателя и ещё больше пара, конечно, от выхлопной трубы двигателя.


И опять занятие ими получилось само собой, практически случайно. В то время я вел кружок технического творчества. Мы гордо его именовали – «Клуб веломобилистов» при клубе»Пилигрим». Клуб «Пилигрим» — полное название – Вводно-Спортивный Клуб. Но по-настоящему, к тому времени водной тематики уже практически не осталось. Были площади, была ставка и меня приняли на работу в должность руководителя кружка, сразу предупредив, что нет ничего, кроме нескольких старых столов и стульев. На тот момент был хороший коллектив ребят, да и зар/плата, пусть и небольшая, — всегда хорошо. Нам выделили помещение на первом этаже двухэтажного жилого старого дома во дворе МПЖХа.

Изображение

Весной и летом занятие у нас было – веломобили, велосипеды, мопеды, мотоциклы, а зима – становилась временем затишья. По снегу на веломобиле и мотоцикле ездить, конечно можно, ездили, но всему свое время. Однажды один из воспитанников По-случаю приобрел остатки карта – простенькой спортивной машинки. Естественно безо всяких документов, многих мелких деталей не хватало, но, в общем, было с чем заниматься. Притащил все в кружок. Сразу накинулись всей компанией, перебрали двигатель, прокачали тормоза, подкрутили, подвертели, поехали кататься.

А кататься то и негде! Карт создан специально для езды и соревнований на специальных идеально ровных и, самое главное, закрытых трассах – картодромах. Ему категорически запрещена езда по любым дорогам общего пользования. Все это, мы, конечно, знали, но охота пуще неволи! Потихонечку, с оглядкой, где пешком, где самоходом, добрались за город, на длинную асфальтированную дорожку идущую вдоль садовых участков. Дело было в конце ноября, дачников уже не было, машин в том месте и летом, практически не бывает, а уж зимой и подавно.

Изображение
Первый выезд.

Проехали несколько раз по дорожке – но карт не создан даже для хорошей дороги – крошечный дорожный просвет – и аппарат постоянно садился на брюхо. Но, процесс пошел! В том первом выезде в буквальном смысле слова «в дым» спалили сцепление. И дым самым натуральным образом повалил из коробки передач. В Минском двигателе в сцеплении стояли вкладыши, они обуглились и высыпались в масло. Двигатель от «кика» заводится, а с коробкой соединиться нечем! В общем, на веревке притащили аппарат обратно.

Поначитались «Моделиста-Конструктора» и решили сделать из карта снегоход. Начали ваять колеса – пошли по самому простому пути – притащили со свалки старые диски от «Волги» заглушили посадочное отверстие стальным листом, обычной дуговой сваркой. Разметили и высверлили новое отверстие под картовскую втулку.


Изображение

Позднее стали использовать Жигулевские диски и резину – их на шиномонтажах больше валяется. Покрышки резали по-разметке сапожным ножом, это делало – во-первых их мягким, и немного больше по диаметру. Внутрь вставляли обычную камеру, между камерой и покрышкой еще две резаный камеры. Ездили очень много, за все время был лишь один прокол камеры – проехали по разбитой и вмерзшей в лед бутылке.

Заменили ведущую звездочку на звезду от «Восхода». Звезда, конечно, была маловата, но 1 и 2 передачей пользоваться можно было. На 3-ю переходили очень редко – слишком велика оказывалась скорость.

Тормоза – только на заднюю ось – поставили тормозную машинку с переднего колеса Жигулей – классики, главный цилиндр – от сцепления «Запорожца». С передних колес тормоза сняли. Аппараты хранили в помещении, а затаскивали внутрь по лестнице и боком и каждый раз после поездки все колеса снимались, бензин сливался и… Вперед, по ступеням! Обычно, затаскивали минимум втроем, но, однажды, пришлось вдвоем управляться.

Изображение
Сборка аппарата перед поездкой.

Вначале всю топливную систему использовали «Родную» — картовскую, но специфика использования техники – исключительно в зимний период времени и необходимость каждый раз освобождать бензобак вынудила отказаться от столь сложной системы – тем более она периодически замерзала на морозе. Через некоторое время на «четырехколесник» сварили передний и задний багажники и закрепили резиновыми лентами к багажнику бензобак от мопеда Рига-11 над задним колесом и топливо пошло «самотеком». Багажники к раме крепили самодельными хомутами.

Изображение

Рамы картов делали из качественной легированной стали. В литературе указывали марку 30ХГСА. И действительно, рамы обладали огромной прочностью, гибкостью и упругостью. При переезде через препятствия, рама изгибалась как резиновая, буквально «облизывая» неровности дороги. Хотя, практически всегда ездили вдвоем и очень часто втроем. Изредка, пристраивался кто – нибудь из «мелких», тогда и вчетвером.

Иногда цепляли прицеп, тогда грузоподъемность заметно увеличивалась. Но с прицепом ездили редко – мощности двигателя было маловато.

Изображение
А вся компания приехала вместе! И еще фотограф!

На всех наших «четырехколесниках» устанавливали простейшую проводку. Фара горела всегда, когда работал двигатель, стоп-сигнал от мопеда загорался от «лягушки» при торможении. На одном аппарате ставили лампочку — указатель нейтрали. И все! Больше никаких излишеств.

Вначале использовали картовский глушитель, но на других аппаратах ставили обычные мотоциклетные – проходимость не страдала. По настоящим сугробам, по целине, конечно, аппарат ездить не мог, но по речке, насту, по любой дороге – сколько угодно!

Изображение

И ребятня «гоняла» технику и в хвост и в гриву! В выходные с утра сразу на речку – и по ей – куда угодно. Машин нет, снег обычно неглубокий и утрамбованный или вообще по лыжне, катали всех желающих – на заднее сиденье садился на колени «инструктор» и у него под рукой были все необходимые органы управления — кикстартер – движки были отрегулированы прекрасно – заводили, обычно, рукой,- сцепление на руле с левой стороны,- с правой стороны от руля – рычаг переключения передач.- сам руль – через голову до него нормально дотягивались- педаль газа находилась под ногой, но, при необходимости, резко поднять обороты двигателя, а «водитель» «ни ухом – ни рылом, чего надо делать» — под рукой был карбюратор – дергаешь за тросик – и оборотов – сколько надо

- и уж совсем крайний случай – остановиться – сдергивали высоковольтный провод со свечи зажигания. Но процедура эта – чаще всего, была весьма неприятной – рукавицы всегда были влажные и «трясло» немилосердно.

Изображение
Расход бензина был в среднем – 7-8 литров на сто км. За день наматывали на покатушках по ровной поверхности по 150-200 км.

Для повышения проходимости ставили вторые покрышки, но пользы от них было мало.
Изображение

Пытались несколько раз ездить летом – просто негде. А зимой все проблемы с транспортом и занятостью у нас были полностью решены.


Изображение

Фото аппарата на снегу. На переднем багажнике прикручено сидение от стула. Лучшее место для перевозки пассажира именно на переднем багажнике – загружаются передние колёса и улучшается управляемость аппарата. Когда пассажир садился сзади, поворачивать можно было только с управляемым заносом – управляемые колёса разгружались, руль поворачиваешь, а аппарат как прямо ехал, так и едет, нажимаешь на тормоз, срываешь задние колёса вбукс, тогда начинает поворачивать. Обзор водителю пассажир, конечно, немного закрывал, но не настолько сильно, тем более что пассажир очень зорко следил за дорогой, чтобы не оказаться амортизирующей прокладкой между аппаратом и препятствием, а потому громким голосом предупреждал водителя об изменении дорожной ситуации.

Привычка к езде на полном газу по снегу, троганье с сильной пробуксовкой сцепления, повороты с заносами приводили просто в ужас моего инструктора по вождению, когда учился в автошколе. У меня как раз обучение вождению было зимой и частенько «старые привычки» доведённые до автоматизма срабатывали… Опасных ситуаций на дороге, конечно, не было, сказался опыт выбора необходимой траектории на льду и умение прогнозировать поведение аппарата в заносе, или как говорят «ловить его рулём». Но инструктор орал немилосердно во время манёвра и потом после паузы спрашивал – откуда…

Ходили на снегоходах и в зимние походы.
Выбирали маршрут по железной дороге (есть у нас такие железнодорожные ветки, где поезд ходит 1-2 раза в сутки), группа уходила пешими, а палатки, печки, продукты, спальники отправляли на четырехколесниках.
Колеса нормально помещались между рельсов, а снег там обычно, всегда плотный и зимой шпалы им заметены.

Зимний поход.
Мы со своей техникой в гостях у другой "пилигримовской" группы.
Изображение

Зимний поход. Утро.
Всё снаряжение привезли на «четырёхколёсниках», остальной народ пришёл «пёхом».
Техника была завалена вещами по самые уши водителя, даже на дорогу приходилось выглядывать сбоку.
Изображение

Это печальный снимок. Спиногрызы, прошу прощения, воспитанники, на мероприятии, пытались проскочить на веломобиле перед неспеша едущим «четырёхколёсником», не проскочили…

Мягкие колёса позволили избежать каких либо травм, но боковое колесо веломобиля сложили. Вон они, герои, блин, на заднем плане сидят лыбятся, знали бы они как это со стороны выглядело.
Изображение

За всё время покатушек, пожалуй, единственный инцидент с наездом, ничем, слава богу, кроме последующего «разбора полётов» не обернувшийся.

Всего таким образом переделали три карта, не много., но на сколько силенок хватило.
После роспуска кружка – помещение потребовалось под нужды МПЖХа, наши четырехколесники практически больше и не ездили.
У новых хозяев не хватило квалификации их обслуживать.
Но техника была весьма забавная! :D

Карпук А. Тамбов 2010.

Re: Снегоходы на базе карта

СообщениеДобавлено: 12 май 2016, 08:18
AASergeev
Полное название клуба "Пилигрим" :клуб юных моряков и речников Пилигрим.

Re: Снегоходы на базе карта

СообщениеДобавлено: 02 янв 2019, 23:08
kab
Добавил фото.