Уницикл (моноцикл) - одноколесный велосипед

Модераторы: AASergeev, kab

Уницикл (моноцикл) - одноколесный велосипед

Сообщение ivvva » 16 фев 2014, 06:19

Откуда есть пошел уницикл в земле русской?

24_623283.jpg
24_623283.jpg (6.89 КБ) Просмотров: 25565


История появления у меня уницикла уходит корнями в декабрь 2012 года, когда случилось мне погостить в Питере. Собственно, унициклом я никогда обладать не хотел и относился к этой идее как к чисто гипотетической, однако, когда друг попросил меня прикупить ему сей аппарат, который нашел через avito, я согласился.

И вот, терзаемый пронизывающим ветром при совершенно непитерском морозе, я добираюсь до Васильевского острова, где нахожу нужный адрес, отдаю деньги и становлюсь обладателем блестящего спортивного снаряда фирмы “Noname”. Продавец, видимо, сам не научился или находился еще только на начальной стадии обучения, т.к. демонстрировать уницикл в действии не стал, хотя в коридоре места для этого было более, чем достаточно.

Друг, которому был нужен уницикл, живет в Москве, поэтому одноколесный аппарат надолго осел у меня дома, где и находился в полном бездействии вплоть до наступления весны и оголения асфальта во дворе. Зимой, конечно, тоже предпринимались попытки сесть в седло, но в тесных домашних пространствах идея эта была лишена какого-либо смысла.

Друг несколько раз приезжал, но уницикл не забрал, деньги, соответственно, не отдал, в итоге получилось, что с его подачи я купил себе новую игрушку, что прекрасно, ибо сам я бы вряд ли когда собрался.
По весне уницикл стал одним из хитов среди развлечений, предлагаемых мной гостям. Он затмил даже такие потрясающие вещи как ходули и диабло-стикс. Однако никто, в том числе и я, так и не сделал каких бы то ни было заметных успехов в освоении техники езды на уницикле.

Переломный момент наступил осенью, когда я, уволившись с работы и ощутив удивительный прилив свободы, решил освоить уницикл, во что бы то ни стало.

Поначалу это казалось совершенно невозможным, и попытки стронуться с места и проехать без поддержки хотя бы один оборот колеса, казались каким-то безумием с родни биению головой о стену.
Но терпение и труд все перетрут. Поначалу я пытался найти в интернете “святой грааль унициклизма”, т.е. некий набор инструкций, который бы позволил мне за 10 минут научиться, сесть и поехать, но оказалось, что никаких особых тонкостей здесь нет, а применение определенных приемов в обучении может только лишь самую малость повлиять на его эффективность. Поняв это, я перестал читать интернет и начал тренироваться.

unicycle.jpg


Как именно я тренировался?

Вот ссылки на три ролика:

Неудачные попытки: http://youtu.be/hoqrhFRUOTw
Удачные попытки: http://youtu.be/7PX61Tg7BEA (первый удачный опыт)
Реальная унициклическая покатушка по парку с дивной музыкой: http://youtu.be/LjD_1OpcnrI

Второй и третий ролики очень важны тем, что они иллюстрируют, что научиться кататься на уницикле очень даже реально!
Обратите внимание, как изменился уровень катания между вторым и третьим: во втором я еще еле держусь, балансируя руками, а в третьем - уже свободно еду, в том числе и по не самым ровным грунтовкам.

И, напоследок, малоинтересное, но информативное видео о том, как запрыгивать на уницикл без опоры: http://youtu.be/8H1ZufXY_as

В обучении катанию на уницикле я использовал два способа:
    движение с опорой на палки
    движение вдоль стены с опорой на нее

Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, поэтому, чтобы не привыкать к какому-то одному способу удерживаться от падения, их стоит чередовать.

Как ни странно, я не могу здесь дать никаких внятных пошаговых инструкций. Все наставления сводятся к следующему:
    тренируйся
    меняй способ опоры с палок на стену и наоборот
    тренируйся
    попа должна всей твоей массой сидеть в седле
    тренируйся
    спина должна быть прямой, а позвоночник должен быть продолжением подседельного штыря
    попа должна СИДЕТЬ, а не висеть над седлом
    не забываем тренироваться!

Ключевой момент здесь заключен в слове “тренируйся”. Дело в том, что не так важно, правильно ты тренируешься или нет, важно тренироваться. И, поначалу, пока навык еще почти полностью отсутствует и положительной динамики не видно, нет никакой мотивации продолжать тренировку, кроме волевых усилий.

Дела идут гораздо лучше, когда начинают проявляться первые успехи:

    первый оборот колеса, пройденный без завала на бок
    первый полу-секундный отрыв от стенки
    первая секция забора, которую удалось пролететь, не касаясь руками

    первая сотня метров, которую ты преодолел на уницикле полностью самостоятельно

На некоторых сайтах предлагают какие-то специальные упражнения, типа кататься на пол-оборота туда-сюда, отдельно тренировать продольное равновесие, отдельно поперечное. Я на все эти советы положил огромный подседельный штырь, так что ничего не могу сказать об их влиянии на эффективность обучения.

Обращаю ваше внимание на еще один интересный аспект обучения катанию на уницикле: этот вид деятельности чрезвычайно энергозатратен. После каждой получасовой тренировки при окружающей температуре около +10 я возвращался домой с трясущимися ногами и в мокрой насквозь майке. Так что это еще и неплохое средство получить физическую нагрузку, особенно, пока навык еще не отточен, и педалирование происходит очень неэффективно.

Что касается сроков, то я довольно четко шел по графику, описанному в статьях про уницикл, а именно: от начала тренировок до первого отрыва от стенки меня отделяло примерно пять часов работы.
Первые сто самостоятельных метров случились где-то между 5 и 10 часами тренировки.

Текущее положение вещей

К сожалению, уницикл неведомой фирмы, доставшийся мне от неведомого питерского чувака, оказался бракованным, и стоило мне лишь чуть научиться и понять, что я могу и окончательное овладение навыком уже не за горами, он сломался.

Казалось бы, что может сломаться в УНИЦИКЛЕ? Там же почти нет деталей! Оказалось, что мои 90 килограммов очень плохо повлияли на целостность оси колеса, и конец вала с одной стороны начал скручиваться, что привело к образованию угла между шатунами и невозможности нормальной езды.
Аппарат был снесен к Осипову, который покачал головой, почесал репу и сказал, что А. Карпук - вот кто, возможно, спасет положение.

На сегодняшний день процесс изготовления новой втулки находится на стадии отличной от нулевой и есть надежды к сезону, наконец-то, снова сесть на одноколесное чудо.
Последний раз редактировалось ivvva 13 дек 2014, 13:55, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
ivvva
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 30 янв 2014, 01:16
Откуда: Тамбов

Re: Уницикл (моноцикл) - одноколесный велосипед

Сообщение kab » 17 фев 2014, 20:20

Когда смотришь на собранный уницикл вспоминается техническая шутка - даже в заклёпочном соединении деталей как минимум три... ;)

Основные части уницикла перед началом работ по восстановлению.
Колесо уже разобрано.
Вилка изготовлена из стальных труб 28х1,5 мм
Подседельный штырь диаметром 25 мм.

Изображение

Главный виновник "торжества" скрученно-согнутый конец вала (в красном овале).
Деталь без каких либо следов термообработки.
Для наездника малого веса, например подростка, даже "сырой" вал, вполне возможно, что и прослужил бы долго, но судьба уготовила - крупного дядю...
Итог - на фото.
Изображение

И ещё раз...
Изображение

И те же шары. вид сбоку. :)
Изображение

Крепление вала к вилке, покрупнее.
Фото деталей сделано на листе нержавейки, что позволяет рассмотреть детали со всех сторон.
На этой фотографии лист немного изогнулся и получился интересный эффект с отражением.
Изображение

Да, основа уницикла - одна деталь - вал.
Но она испытывает колоссальные знакопеременные нагрузки и качество изготовления детали должно быть высоким.
При изготовлении единичной детали было решено отказаться от изготовления полностью новой детали, с повторением всего цикла механо и термообработок, а использовать уже готовые кареточные валы с посадочными местами, как полуфабрикат.
Что, по идее, должно положительно сказаться на сроках и качестве изготовления готового продукта.


Процесс изготовления вала уницикла.

Детали после токарной обработки.
Два полувала, центральная соединительная часть и фланцы.
Кареточные валы на заводе изготовителе получают ковкой с последующей механо и термо обработкой.
Центральная часть вала в оригинальном состоянии имеет необработанную, условно круглую форму.
Валы закрепляют "в центрах" и формируют одинаковую по диаметру посадочную поверхность.
В соединительную часть полувалы должны вставляться с минимальными зазорами.
Изображение

Вал в сборе перед сваркой
Изображение

Процесс разметки фланцев перед сверлением отверстий под спицы.

На листе бумаги рисуем шаблон.
Изображение

Накладываем шаблон на фланец. Чтобы он не смещался во время работы, фиксируем шаблон тремя каплями клея, примерно через 120 градусов.
Такого количества клея достаточно, чтобы при работе шаблон оставался на месте и после окончания разметки клеевые точки можно быстро счистить.
Изображение

Накерниваем места будущих отверстий под спицы.
Отверстия под спицы - диаметром 2,6 мм.
Изображение
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: Уницикл (моноцикл) - одноколесный велосипед

Сообщение kab » 04 мар 2014, 15:58

Эскиз вала уницикла.
Какой был.
Изображение

Детали для нового вала. При тех же прочих размерах удалось немного расширить расстояние между фланцами.
Что должно увеличить "зонтик" спиц и повысить стойкость колеса. ;)
Изображение

IMG_4854.jpg
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: Уницикл (моноцикл) - одноколесный велосипед

Сообщение AASergeev » 17 мар 2014, 21:19

Процесс сварки полувалов.
Подобным простым способом обеспечиваем правильное положение шатунов относительно друг друга.
Изображение

Втулка сварена, отверстия под спицы просверлены, перед зачисткой после сварочных работ.
Изображение

В оригинальной конструкции использовались подшипники с наружным размерами 40 мм и посадочным 17 мм.
Кареточные валы, чаще всего, имеют готовый посадочный размер - 16 мм.
Под этот размер в наших авто магазинах всегда можно приобрести подшипники на "Волговский" генератор.
Внутренний диаметр 16 мм и наружный - 35 мм.
Из готовых деталей удалось подобрать переходные посадочные кольца на новые подшипники с наружным размером 42 мм, что не очень критично в подобной конструкции.
И постараться использовать штатные крепления подшипников в уницикле.
Изображение

Вал колеса крепиться к вилке уницикла с помощью штампованных, толстостенных, но довольно мягких стальных хомутов, поддающихся рихтовке.
Изображение

Изображение


В итоге, при сборке потребовалась минимальная рихтовка посадочных хомутов.
Изображение
AASergeev
 
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 09 май 2011, 12:23

Ура! Заработало!

Сообщение ivvva » 25 мар 2014, 23:54

Заполучил сегодня свой одноколесный аппарат. С новой красной втулкой он сделался просто прекрасен.
unic-vtulka.jpg

Сначала не смог даже сесть: за прошедшие месяцы навык ушел в suspend.
Однако, 5-10 минут попыток пробудили дремавшие нейронные связи, и я с удивлением обнаружил, что еду!
Восторгам нет предела.
Всем большое спасибо!
Аватара пользователя
ivvva
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 30 янв 2014, 01:16
Откуда: Тамбов

Re: Уницикл (моноцикл) - одноколесный велосипед

Сообщение ivvva » 14 апр 2014, 23:35

Навык совершенствуется. На днях приезжал друг из Москвы, тот самый, с которого началась вся эпопея.
Устроили парное катание.
Со стороны смотрелось, наверное, феерично: два таких немаленьких дяденьки несутся по улице на одноколесниках, размахивая руками и возбужденно вопя.
IMG_0069-karpuk.jpg

После его 20-дюймового сел на свой 24 и испытал настоящее наслаждение и левел-ап.

Подробнее: http://iftravel.ru/unicycle-tambov
Аватара пользователя
ivvva
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 30 янв 2014, 01:16
Откуда: Тамбов

Re: Уницикл (моноцикл) - одноколесный велосипед

Сообщение Александр » 08 июн 2014, 19:17

так я похоже вас на Карла Маркса вечером как то видел.
Аватара пользователя
Александр
 
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 14 май 2011, 16:24

Re: Уницикл (моноцикл) - одноколесный велосипед

Сообщение ivvva » 24 авг 2014, 01:21

Александр писал(а):так я похоже вас на Карла Маркса вечером как то видел.

Ну, да, я частенько на вечерний променад отправляюсь.
В унициклическом полку прибывает. Сегодня катался вместе с еще одним человеком, занимающимся сим видом спорта.
Вложения
unicycles-3-800.jpg
Аватара пользователя
ivvva
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 30 янв 2014, 01:16
Откуда: Тамбов

Re: Уницикл (моноцикл) - одноколесный велосипед

Сообщение ivvva » 03 окт 2014, 01:42

Всем привет! Почти отработан такой маневр, как запрыгивание на уницикл с места http://youtu.be/8H1ZufXY_as.
По случаю роста количества унициклистов во Вконтакте организована группа одноколесников, вступаем:
http://vk.com/club77919465
Аватара пользователя
ivvva
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 30 янв 2014, 01:16
Откуда: Тамбов


Вернуться в Экспериментальные, водные, электро конструкции

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron