Разборный парусный катамаран. История изготовления.

Модераторы: Anastasiamos, AASergeev, kab

Разборный парусный катамаран. История изготовления.

Сообщение AASergeev » 08 дек 2013, 10:08

Изображение

Готовый катамаран. Лето 2014.

Дружеские покатушки на парусном катамаране, август 2014, фото. :D


Изображение Изображение

Изображение

Изображение Изображение


Изображение Изображение


Изображение


Изображение Изображение


Изображение Изображение





История и технология постройки.

Когда то у меня был парусный швертбот,который я сделал еще до службы в армии.
Сделан он был из простой 4мм фанеры и сосновых реек. Мачту и парус взяли готовую от давно сгнивших швертботов ОКДинги , когда то подаренных Балтийской бригадой ракетных катеров Тамбовскому клубу юных моряков. После демобилизации из Тихоокеанского флота в 1994году я начал активно эксплуатировать свой швертбот и закончил его использование в 2005году.
После нескольких ремонтов пришлось списать его в утиль из за ветхости. Я снял со швертбота все дельные вещи и такелаж, а корпус оставил на пристани где его потом благополучно сожгли вместе с другим мусором.

Изображение

Идея постройки парусника витала в голове с того времени, но оформилась в 2010году когда я сидя в гостях на работе у товарища набросал на тетрадном листке общий вид разборного парусного катамарана.
S6300053.JPG


Это должен был быть разборный катамаран, но с жесткими поплавками, перевозимый на верхнем багажнике легкового автомобиля и, по возможности не содержащий деревянных и стальных деталей.
S6300660.JPG
[list]

Вариант с надувными поплавками был отброшен сразу несмотря нато что они легче и компактней.
Подбор материала для изготовления поплавков закончился после того как мой знакомый привез из Москвы обрезки алюминиевого композитного материала, который используется для наружней облицовки зданий типа остановок и АЗС. Испытав образцы композита на изгиб, ломкость, способность удерживать заклёпки и шурупы я наконец решился на покупку двух листов 3мм композитного материала .
Размер поплавков рассчитал исходя из размера листов материала 1.5х4м.Изначально предполагалось разрезать каждый лист на три части:два борта и палуба.Затем склепать их между собой через алюминиевые уголки.Но во время перевозки купленого материала один из листов загнуло более чем на90градусов пополам резким порывом встречного ветра.Осмотрев место изгиба я решил изменить задуманую технологию изготовления корпусов-поплавков.

первый поплавок (3).JPG

Я не стал разрезать листы вдоль по килевой линии,а просто согнул их по наименьшему возможному для этого материала радиусу.А нос и корму осторожно отформовал при помощи струбцин и сварочных прищепок и опилив по вертикали для создания заданого угла носа и кормы,склепал края листа вытяжными заклёпками проклеив предварительно между ними двухстороний скотч для герметизации стыка.Изготовив примитивный стапель и закрепив в нем заготовки корпусов ,при помощи лазерного уровня и электролобзика выровнял линии бортов.Вдоль бортовых срезов были приклепаны алюминиевые уголки размером 20х20мм также через двустороний скотч для герметичности и лучшей фиксации и упрощения монтажа.По усредненным шаблонам получившихся обводов были вырезаны шпангоуты из 4мм композита привезенного из Москвы.Каждый корпус был разделен шпангоутами на четыре герметичных отсека.
корпуса (11).JPG

К бортовым уголкам шпангоуты были приклепаны ,а к бортам и днищу приклеены герметиком для аквариумов.По верхнему срезу к шпангоутам с двух сторон через двухстороний скотч были приклепаны толстостенные уголки 40х40мм.На эти уголки свеху укладываотся части палубы,а к вертикальным граням притягиваются трубы для крепления поперечин . Для крепления поперечин были использованы алюминиевые трубчатые ножки, от теннисного стола, у которых были отрезаны нижние части с опорами.Верхние части ножек имеют алюминиевые заглушки которые были оставлены как упоры для поперечин.К шпангоутам они были притянуты при помощи хомутов согнутых из резьбовой шпильки ф8мм и дюралевых шайб увеличеной площади.Две задние поперечины из алюминиевой трубы ф50х3мм из остатков перил.Передняя поперечина на которой стоит мачта ,сделана из нержавеющей трубы ф50х1.5мм.Как показал пробный выход под парусом ,прочности нержавейки для опоры мачты вполне достаточно без дополнительных подкосов и растяжек.Дельные вещи и оковки мачты были сварены мной из нержавеющих баков от старых стиральных машин активаторного типа.Сварка производилась сварочным полуавтоматом с СО2 и нержавеющей проволокой.Мачта от швертбота ОКДинги ,длиной более шести метров,была распилена на два одинаковых по длине отрезка для более удобной транспортировки.Соединение в месте распила было выполнено в виде шарнира с прорезью под ликпаз и фиксатором для быстрой сборки и разборки мачты.Каждая часть мачты удерживается и регулируется по наклону своими вантами.На верхней оковке нижней части мачты приварены нержавеющие кольца из 4мм проволоки под коуши коротких вант и ось с роликом и щечкой для троса подъема гика.К верхней оковке верхней части мачты кроме колец для вант приварены направляющие с роликом для троса подъема генуи ,стакселя или спинакера.Гик с вертикальным шарниром отделяется от мачты съемной осью горизонтального шарнира.На гике имеется петля растяжки гика к низу мачты,а также две петли для блоков гикашкота и уголковый фиксатор шкотового угла паруса.Нижние блоки гикашкота закреплены, через вертлюг ,хомутом за середину средней поперечины корпуса.Степс мачты выполнен в виде стакана с вырезом под переднюю поперечину корпуса.Также к степсу приварено кольцо для крепления растяжки гика и половина утки для намотки троса подъема паруса.На оковке мачты для крепления гика также приварены утки для намотки троса подъема гика.

изготовление и установка рулей (9).JPG

Корпуса рулей склепаны алюминиевыми заклепками из трех слоев 4мм композита с прокладками из 0.7мм нержавейки для того чтобы перья рулей из 5мм дюралюминия поворачивались на своих осях без заеданий.Этими же заклепками приклепаны обкладки под направляющие втулки шарниров рулей и румпелей.Вертикальные оси рулей сделаны из 8мм шестигранника с привареными вверху кольцами из 4мм проволоки для удобства сборки и разборки ,а также фиксации поперечной тросовой кормовой стяжки.Румпели изготовлены из дюралевых трубок ф25х1.5мм с торцевыми дубовыми заглушками служащими дистанционными втулками шарниров рулевой поперечины.Рулевая поперечина собрана из березовых черенков для швабр с алюминиевыми наконечниками и серединой и покрыта яхтным лаком.Также к середине рулевой поперечины шарнирно прикреплен удлинитель из карбоновой лыжной палки.Корпуса разделенные герметичными переборками имеют по два блока плавучести.Блоки плавучести расположены в носу и в корме и заполнены 5литровыми баклашками.Общий объём блоков плавучести составляет приблизительно 250литров.Два средних отсека в каждом поплавке имеют люки.Комингсы люков изготовлены из бывших в употреблении ободов велосипедных колес приклёпаных вытяжными заклепками через двухсторонний скотч к палубе.Крышки люков выпилены из 4мм композитного материала и обтянуты чехлами из кожезаменителя с мягкой прокладкой иэ пенополиуретана.С нижней стороны к люку приклеен поплавок из строительного пенопласта который служит также ограничителем перемещения люка по комингсу.
первая проба воды (2).JPG
AASergeev
 
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 09 май 2011, 12:23

Re: Спуск на воду складного катамарана

Сообщение AASergeev » 08 дек 2013, 11:07

румпели и средняя тяга (3).JPG
первый поплавок (22).JPG
первый поплавок (21).JPG
первый поплавок (11).JPG
крепление гика (4).jpg
второй (6).JPG
AASergeev
 
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 09 май 2011, 12:23

Re: Спуск на воду складного катамарана

Сообщение AASergeev » 08 дек 2013, 11:18

DSCN9879.JPG
общий вид (5).JPG
AASergeev
 
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 09 май 2011, 12:23

Re: Спуск на воду складного катамарана

Сообщение AASergeev » 27 июн 2014, 22:11

P1030757.JPG
DSC00263.JPG
В поездке на Матырское водохранилище ,при очень слабом ветре ,установил стаксель из буерного паруса.Бушпритом служит одно из весел крепящееся стальным тросом и карабинами к носовым кнехтам.Стаксельфал (верхняя растяжка стакселя)пропущена через специальный блок на мачте.Стаксельшкот (трос управления)обнесен вокруг вант и фиксируется в рабочем положении за бортовые кнехты.
AASergeev
 
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 09 май 2011, 12:23

Re: Постройка разборного парусного катамарана

Сообщение kab » 11 июл 2014, 11:40

И несколько видюшек: :D

Как катамаран выглядит со стороны:
phpBB [youtube]



И во время движения с места рулевого:
phpBB [youtube]
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 740
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Re: Постройка разборного парусного катамарана

Сообщение AASergeev » 28 июл 2014, 21:08

P1030829.JPG
Это видео снято уже на Воронежском водохранилище.В конструкцию стоячего такелажа мачты уже внесены изменения.Установлены краспицы на длинных вантах,а на фотках с липецкого водохранилища их ещё нет.
AASergeev
 
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 09 май 2011, 12:23

Re: Постройка разборного парусного катамарана

Сообщение AASergeev » 28 июл 2014, 21:31

катамаран.png
После испытаний катамарана на воронежском и котовском водохранилище была произведена капитальная модернизация .К поперечным балкам был добавлен продольный элемент на подвесах.Мачта теперь устанавливается посередине между первой и второй поперечинами, а узлы крепления задних вант перенесены ближе к корме ,рядом с уключинами.Крепление нижнего блока гикашкота перенесено на третью поперечину и дополнено зажимом.
гикашкот.png
AASergeev
 
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 09 май 2011, 12:23

Re: Постройка разборного парусного катамарана

Сообщение kab » 18 авг 2014, 15:18

Обучение рулевых. :D

phpBB [youtube]


Буксировка катамарана надувной лодкой в штиль.
phpBB [youtube]


И ещё одна видюшка на фоне плотины котовского водохранилища.
phpBB [youtube]


движение складного парусного катамарана в полный штиль с помощью движения рулей, которые выполняют роль плавникового движителя.
Котовское водохранилище. Август 2014 г.
phpBB [youtube]


буксировка складного катамарана вплавь в полный штиль
phpBB [youtube]
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 740
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21


Вернуться в Экспериментальные, водные, электро конструкции

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron