Поход на велосипедах, веломобилях и мопедах 1998г в Липецк

Модераторы: AASergeev, kab, Anastasiamos

Поход на велосипедах, веломобилях и мопедах 1998г в Липецк

Сообщение kab » 09 фев 2016, 15:30

Поход на велосипедах, веломобилях и мопедах 1998г в Липецк.

Прошли первые щенячьи восторги по поводу того, что веломобиль есть, и даже не один, а несколько.
Что на веломобиле можно кататься не только вокруг дома, а немного дальше.
Веломобиль для нас уже стал обычным, повседневным, видом транспорта.

Наши 5 аппаратов, которые постоянно ездили, регулярно участвовали в различных культурно-массовых мероприятиях,
в нашем небольшом городе, сделались привычной частью городского интерьера, к веломобилям стали привыкать.

Но хотелось путешествовать. В тот период мы много общались с известным тамбовским велопутешественником Александром Осиповым.
В начале 90 годов он на велосипеде дней за 90 (точную цифру не помню, то ли за 91, то ли за 94 дня) доехал из Тамбова до Владивостока.
И дневные пробеги у него были 180, 220, до 280 км в день. И так КАЖДЫЙ день! И группа велосипедистов регулярно ездила по заграницам,
начали с Болгарии, потом ездили в Чехию, Финляндию, и т. д. У них дневные пробеги 150-180, до 200 км в день.
И на стенке висела вырезка из «Моделиста-конструктора» про Сергея Дашевского, который на веломобиле в реальной гонке между двумя городами
в Прибалтике прошел расстояние больше чем в 200 км немногим больше чем за 6 часов.

Хотелось на практике узнать, а сколько в реальности можно пройти на наших аппаратах.
Покатушки по городу и вокруг него – одно, а многодневный поход – немножко другое.

Итак, самый близкий к Тамбову крупный город, областной центр – Липецк. Красивый город.
И рядом, всего 125 км. Во время учебы в институте мы проходили практику на Липецком тракторном заводе,
работали не целыми днями и, естественно, оставалось время побродить по городу.

Пару раз туда удавалось съездить на экскурсию на автобусе, которую организовал профком завода, где я работал.

В 1996 году мы пытались добраться до соседней области уже в компании с Вадимом, хорошим товарищем, сварщиком по профессии, практически всех наших конструкций сварены его руками, на двух веломобилях, и мопеде, поход был очень интересный, запоминающийся. Начала рваться старая покрышка от велосипеда «школьник» на переднем колесе одного из веломобилей. Суммарное расстояние, которое мы тогда прошли за неполных пять дней, было даже больше, чем от Липецка и обратно, но выйти за пределы области у нас не получилось.

Дорога нам понравилась, и мечта ос­талась. Уже в следующем 1997 году во время нашего пробега по «Зеленому кольцу» — мы стояли на липецкой трассе под указателем, который извещал нас, что до заветного города осталось всего 47 км, но жесткий график движения не позволил нам выделить два дня, чтобы отклониться от маршрута, и деньги были рассчитаны впритык.

И вот новый сезон 1998 года поставил на повестку дня интересную идею: наконец-то выйти на наших веломобилях за границы области, и опять, самый крупный и самый близкий к нам город — это Липецк, тем более, что маршрут до него известен, дорога хорошо асфальтирована, почти 3/4 маршрута можно было проходить по второстепенным дорогам с почти полным отсутствием транспорта на дороге. По опыту прошлого года, планиро­валось, что с нами пойдет машина сопровождения, а группа налегке, быстро в течении двух дней дойдем до города, там постараемся свя­заться с местными «3елеными», которые для нас организуют неболь­шую культурную программу, и, возможно ночлег. Но как говорится, человек предполагает, а уже бог располагает. Теперь о том, что у нас получилось на самом деле.

Это было интересное время – денег на руках практически не было. Задержки зарплаты доходили до 8 месяцев. Никакого финансирования кружка не было в принципе. Честно говоря, финансирования особо не ждали, главная просьба к руководству была, чтобы нам дали просто заниматься любимым делом. Но наша работа, наша активность раздрожала самых главных работников детских учреждений – сторожей и уборщиц, которые на следующий день «стучали» руководству, что вот «Эти…» опять до поздна сидели..

Ребята, которые ходили в кружок в основном были из проблемных и малообеспеченных семей. Они старались и помогали чем могли, собирали все доступные железяки со свалок, готовы были пилить, точить, скоблить, помогать столько сколько могли, но веломобили – дорогие игрушки, да и походы дело и хлопотное, и в любом случае требует хоть каких-то материальных затрат. И ребятня начинала готовиться к летним походам еще с января-февраля месяца, понемногу собирали продукты – консервы, крупы, договаривались с туристическим снаряжением. И ходили, практически без денег, но всегда возвращались целыми и здоровыми и с прекрасным настроением и полные впечатлений.

Мы на пути в Липецк. Участники похода слева на право – Саша, Сергей, Дима, Миша, я, увы, как всегда за кадром, с фотоаппаратом в руках.

Вначале предполагалось, что в поход пойдут три наших клубовских веломобиля и Вадим Дунаев обещал дать два своих аппарата, но отец Вадима заупрямился, дескать покарябают, или не дай бог, сломают, сам Вадим за три дня до похода подвернул ногу и крутить педали не мог, так что ни самого Вадима, ни вадиковских аппаратов, с нами, увы в тот раз, не было.

Диме достался мой, только что купленный и отремонтированный б/у горный велосипед.

Сергей очень хотел сходить в поход на веломобиле, но, так как надежды на чужую технику не оправдались, пришлось ему идти на своем дорожном велосипеде. Но его физическая подготовка намного превосходила нашу, хотя он себя жалел, и брал в качестве груза самый минимум, но лось, как говорится, еще тот, гоняться за ним было трудно, одно слово, что на его «Украине» стояли звездочки – 48 стандарт спереди и на 15 зубов – от Десны -2 сзади! При штатной звезде в 19 зубов! К тому же он не совсем понял наш график и решил, что уже в воскресенье мы будем в Тамбове, а по графику, это планировалось только в понедельник к вечеру. Поэтому он отделился от группы, раньше всех был в Липецке и первым приехал в Тамбов.

Саша Сергеев, как всегда пошел на своем «Фигаро-2».

Миша на старом добром «Фигаро».

Ну а я на своем «Черном», перед самым походом поменял задние тормоза, поставил другое ведущее колесо с алюминиевым ободом и «шестерником» с довольно удачным набором зубьев. 14х16х18х20х24х28 и очень этим тогда гордился.

09.07.98г. четверг.

Сбор в клубе около 16 часов. Мы сильно рассчитывали на машину сопровождения, чтобы погрузить в нее все продукты и палатки, да и скорость тогда бы возросла существенно, но как в таких случаях частенько бывает, машина сломалась в самый последний момент. Палатки у нас были очень тяжелые, старого образца, из толстенного брезента и с дном из кожзаменителя. Но, хоть какие-то были и то, с трудом удалось выпросить их на время похода.

Как бы предвидя такой поворот событий, для горного велосипеда были сварены два багажника передний и задний, их красили тут же оставили на свое место, при этом время выхода все время приходилось переносить на более позднее. Пришлось перебирать еще и Серегин велосипед, долго возились подбирая покрышки на колеса, выбирая наименее изношенные из бывших в наличии. Поменяли заднее колесо, руль, каретку.

Поставили боковые багажники на «Черный». Около 10 часов вечера тронулись в сторону Пехотки (район, где мы жили – на окраине города), наши вещи были еще дома, с трудом погрузили всю поклажу на технику, сказалось что наш любимый грузовой мопед собранный на базе «Риги-16» не смог пойти с нами в этот раз (сломался двигатель) и его пришлось заменить на совсем не подходящий для этого МВ-18.

Изображение

Что сказать про аппарат? Слабая рама, слабый багажник, слабая передняя вилка, отсутствие задних амортизаторов, мотор свободно разгоняет технику до 45 км/час, скорость есть, но маневры на дороге из-за нежесткости всей конструкции, особенно передней вилки, просто запрещены, езда только по прямой. Да еще вдобавок отсутствие света. Фара есть, проводка на месте и исправна, но лампочка питается от той же катушки, что и зажигание, так что, в темноте, когда свет так нужен, при попытке включить освещение, на малых и средних оборотах, двигатель глохнет. Или светить или ехать – одно из двух! И вечером, чтобы удержаться с веломобилями рядом, приходилось ехать на полувыжатом сцеплении, но, двигатель настолько прост и надежен, что стойко выдержал все издевательства над ним.

На «Рижанку» влезало больше вещей и на дороге она вела себя намного устойчивее и стабильнее.

Установлено переднее 19 дюймовое колесо, для лучшей устойчивости на дороге. Задние амортизаторы – переделанные с передней подвески от мотороллера «Вятка-Электрон», с нормально работающей гидравликой. Большой плоский бак от старого трехскоростного «минского», на который укладывалась палатка с тентом, боковые сумки с двух сторон для вещей и продуктов, корзинка на багажнике под хлеб, воду и бутерброды, и разные вкусности, для перекуса в дороге. И между корзинкой и водителем – спальники. И никаких рюкзаков за плечами! И двигатель устойчиво тянет на второй передаче от 15 до 55-60 км со всем снаряжением. И нормально отрегулированный моторчик оживал, от кика, буквально с первого оборота коленвала. Свет, правда и тут слабоват, но, хотя бы есть всегда, когда работает двигатель. Как-то так у нас повелось, что в наших веломобильных походах, дамы, обычно, не утруждали себя кручением педалей, а всегда ходили на мототехнике.

"Рижанка" справа с красной рамой и зелёным баком с обычной "туристической" загрузкой.
Фото сделано во время другого похода. :D
Изображение

В последний момент вспомнили, что забыли про аптечку, что уже совсем нехорошо, Мишина бабушка, работающая медсестрой в больнице, в спешке собрала нам в пакетик лекарства и приложила короткую инструкцию по их применению.

Когда все было готово, колонной, вышли на трассу было, около 11 вечера. Уже стемнело. Поэтому двигались неспешно, плотной колонной и к 12 часам добрались до Покровского поста ГАИ, перекусили замечательной гремучей смесью из овсяного печенья и шоколадной пасты. Буквально через несколько минут это дало о себе знать, скорости мгновенно возросли и мы просто долетели до следующего села Красносвободного.

Ребята поехали в деревню за водой, а остальные остановились около придорожного киоска. Через несколько минут рядом остановился крытый грузовик, водитель подошел что-то купить в киоск, поинтересовался, куда мы путь держим и даже предложил подбросить до Воронежа. Посмеялись и он поехал дальше. Хотя, надо сказать, предложение было вполне достойное рассмотрения, денег с нас обещали не брать…

Последние огоньки от фонарей остались позади, лишь яркая, огромная, полная луна освещала все вокруг и превращала ночь почти что в день. Следующий поселок Орловский прошли на приличной скорости и уже стали планировать дойти до прудов в районе Эксталя ,силенки были, но внезапно, после поворота на Эксталь перестало крутиться колесо у мопеда и пришлось срочно встать на ночлег. Было уже 2 часа ночи. Быстренько сделали чай, в 3 часа — отбой — уснули мгновенно.

10.07.98. Пятница

Подъем с 8 до 9. На завтрак- гречневая каша с тушенкой, кетчупом, свежим зеленым луком. Отдых. Задушевные беседы. Смотрим альбом с фотографиями. Утром голубое небо. Ветер, довольно сильный, причем встречный, любителей выпахиваться по жаре не было, решили устроить дневной отдых, а тронуться уже к вечеру. А солнышко жарило немилосердно, кто рискнул загорать, быстро получили чувствительные солнечные ожоги.

Изображение

Ближе к 12 дня -появились многочисленные облачка. Ребята поехали на велосипедах за водой, надо было браться за ремонт техники. Время 13.30. При осмотре обнаружилось, что рассыпались на куски внутренности задней втулки на «МВ» – заменили без проблем, т.к. на всякий случай взяли с собой целую втулку.

В 15.25 тронулись дальше. В 16.00 дошли до озера, у Саши сломалась ось передних тормозов. На дороге нашли подходящий кусок толстой проволоки толщиной 6 мм, на ближайшем столбе проволоку выпрямили молотком, с собой были плашки и напильники, где надо проволоку подточили, нарезали резьбу, и все снова заработало, заодно и искупались. Дно отвратительное – глина, но вода все равно освежает.

В 18.00 снова вышли на трассу и дошли до Эксталя, где налили воды из колонки (необычайно вкусная). Через час дошли до посадок, немного перекусили, тронулись дальше, дорога — хороший асфальт. Местные жители с интересом наблюдали за нашим передвижением, бурно обсуждая между собой увиденное. Собаки несколько раз пытались догнать веломобили но безуспешно. 20.40 подошли к указателю 31-ый км от старой Воронежской дороги.

В 20.50 продолжили движение. У Саши на веломобиле стало спускать правое колесо, вначале решили, что это просто случайность, но после третьего подкачивания, камеру пришлось заменить. Неприятности нам доставляла тонюсенькая проволочка от троса и колесо спускало не сразу, как это бывает при нормальном проколе, а медленно, но больше километра проехать не позволяла. Дорога везде — прекрасный асфальт, ни единой трещинки, ни единой выбоины. Около 20-21 часа ветер почти полностью стих, а затем поменял направление. Пошли на Шехмань, стало темнеть. Когда мы остановились подкрепиться мимо нас прошел Камаз с прицепом, Миша сказал, что он очень похож на машину его отца, так оно потом и оказалось, правда, машина останавливаться не стала..

Тронулись дальше, Трехколесный веломобиль в походе весьма интересная техника – при движении на крейсерской скорости 23-17 км/час, веломобиль совершенно устойчив в движении, пользоваться рулем нет необходимости, аппарат сохраняет равномерное и прямолинейное движение, и можно вполне смотреть комиксы, читать анекдоты, передавая книжку из рук в руки, пить и перекусывать на ходу. Причем твоя вода и твоя еда лежат в багажнике соседа, подстраиваешься к его веломобилю, достаешь на ходу, все, что необходимо, а потом «кормишь» и его подобным образом. У меня любимым занятием, кроме разговоров, созерцания окрестностей было слушать музыку по карманному приемнику. Тем более, что приемник — своеобразный указатель расстояния до города, как только удаляешься от города больше чем на 30 км, УКВ станции перестают ловиться и приходится переходить на длинноволновой диапазон.

Изображение

И вот, по приемнику все чаще стал раздаваться треск, очень похожий на грозовые разряды, но небо было чистое, и казалось беспокоиться не о чем. Недалеко от Шехмани, на юго-западе начали постепенно сгущаться тучи и вдали стали видны молнии.

Практически стемнело, было 11.30 вечера, в Шехмани у колодца залили все емкости водой и тронулись дальше. Подъехали местные рокеры, мы спросили дорогу на Большие Избердеи и попросили провести нас через Шехмань, чтобы не заблудиться. Ребята с удовольствием согласились, марку их мотоциклов из – за темноты определить было затруднительно, но по-моему это были две Явы, один мотоциклист поехал впереди нас, а второй — сзади, освещая нам путь фарами. Судя по удивленным крикам гуляющей местной молодежи, именно так и рождаются легенды о летающих тарелках, пришельцах и тому подобном. Но мотоциклисты вывели нас на дорогу к трассе, пожелали доброго пути, и сказали, что дорога на Б. Избердеи – сплошной песок и даже мотоциклы там проходят с трудом, а нам вообще делать нечего.

Пришлось поверить, не возвращаться же обратно. Туча стала заходить сзади, обхватывая нас со всех сторон, решили выйти из Шехмани и встать на ночлег в посадках, Молнии уже сверкали беспрерывно, хотя грома не было слышно. Оглянувшись назад, в холодном лунном свете я увидел быстро приближающийся со спины плотный вал пыли, высотой метров 10 –12. В следующую секунду он накрыл нас и все смешалось, ветер мгновенно усилился до штормового, со всех сторон поднялись тучи пыли так, что даже в нескольких метрах ничего не было видно, деревья в посадках сложились почти пополам, мой веломобиль понесся, как будто ему приделали ракетный двигатель, при полностью нажатых тормозах он нехотя остановился метров через 50. Как двухколесные, удержались на дороге — не понимаю?! Хорошо, что ветер был попутный, иначе их просто выдуло бы с дороги. Шквал, буквально подхватил остальные веломобили и они с Сергеем, мгновенно набрав скорость, скрылись в темноте.

Рядом с нами был спуск на грунтовку, идущую вдоль посадок, свернув на него, не доходя до деревьев метров 20, поставили веломобиль в середину и с двух сторон мопед и велосипед. Хоть ветер немного утих, но все еще в метрах сорока ничего не было видно от поднятой в воздух пыли, кричать было совершено бесполезно, на расстоянии в несколько шагов шум ветра полностью заглушал все звуки. Включив фонарик, направил его в сторону дороги, стал описывать им круги. Луч высвечивал в густой пыли яркий конус такие кадры, которые обычно показывают в фильмах Кусто при подводных съемках. К нашей огромной радости, со стороны дороги мы получили точно такой же сигнал. Это, унесенная вперед порывами ветра, группа вернулась в то место где мы расстались и уже думала, что делать дальше. Они быстро спустились к нам. Заходить в посадки было опасно – мы могли попасть под падающее дерево. В нашей памяти еще были свежи воспоминания с репортажами о страшном урагане в Москве. Поставили технику плотно друг к другу. Достали тент, накрыли плотно составленную технику сверху и со стороны ветра, и забрались внутрь на сидения веломобилей, как в домик. И как раз в этот момент влил ливень, не долгий но сильный. Если бы мы вовремя не спрятались, то промокли бы насквозь. В конце концов дождь прекратился. Быстро закатили всю технику в посадки, под начавшимся моросящим дождем поставили палатки, вскипятили чай и снова начался дождь, который с небольшими перерывами продолжался до утра, но нам он уже был не страшен.

11.07.98 г. Суббота.

Самое страшное пережить ночь, а утром все проблемы кажутся меньше, а то и решаются сами собой. Это хорошо. Настало утро следующего дня. С самого утра дул сильный ветер, небо было затянуто тучами, но изредка в разрывах облаков появлялось солнышко, а вместе с ним улучшалось и настроение. Утром не спешили, ждали когда просохнут палатки и все намокшие под дождем вещи. Завтрак с 9 до 10 утра, потом проверка состояния техники, на удивление мопед истратил очень мало горючего, не больше 1.5 литров. Но все равно, его бак залили под крышку горючим.

На дорогу вышли примерно в 12.40. Не спеша двинулись вперед. Около деревни Озерки Саша с Сергеем на велосипедах съездили набрать воды. В это время мы занимались разглядыванием всякой живности в придорожной луже.

14.50. вышли на трассу, это был 55 км от Тамбова. Неспеша крутим педали. Дорога хорошая, но однообразная. Наибольшие восторги вызывает заведение с надписью «Туалет» около придорожной забегаловки.

16.45. указатель 47 км до Липецка, здесь мы уже были! Ведущее колесо на моем веломобиле стало чиркать за колодки, пришлось, не снимая его с веломобиля править.

17.30. Пост ГАИ 80 км от Тамбова. Из здания на балкончик, потягиваясь вышел, зачем – то с автоматом в руках, капитан и поинтересовался, откуда и какие нелегкие черти занесли нас сюда. Очень удивился, услышав откуда, еще больше удивился услышав куда. Но пожелав счастливого пути скрылся обратно.

Ну, наконец-то, Липецкая область!

19.20. Дошли до небольшой речушки Самовец, это уже Липецкая область. Сергей отделился от группы взял продукты и поехал дальше самостоятельно. Вновь стали сгущаться тучи. По карте это было самое удобное место для ночлега. Можно было бы ехать дальше, но очень не хотелось искушать судьбу, и испугавшись, повторения вчерашней непогоды, встали на ночлег. Место конечно очень красивое, совершенно не видное от дороги, рядом посадки, где было много хвороста.
Изображение

После дождя в лучах заходящего солнца на небе, правда не надолго, появилась радуга. К нашей радости приемник ожил и стал передавать вторую программу телевидения. До вечера еще несколько раз шел недолгий дождь.

Изображение



12.07.98 г. Воскресение.

Ночью несколько раз шел дождь, утром все палатки были мокрые. При осмотре техники оказалось, что у Мишиного веломобиля сломалась стойка крепления сидения. После некоторых раздумий, остановились на следующем варианте: лагерь не снимаем, кто – то остается его сторожит, а заодно и отремонтирует веломобиль, а группа налегке с небольшим запасом продуктов съездит в Липецк и в тот же день вернется обратно. Оставаться в лагере пришлось мне.

Около 11 часов утра. Проводил группу на дорогу. Одному оставаться всегда неприятно, даже если ты занят делом. Заготовка дров, ремонт веломобиля (пришлось применить деревянно – резиновую сварку попросту говоря поставить деревянную подпорку и примотать ее к обломившемуся подкосу, ремонт оказался вполне успешным), сушка намокших вещей не дали сильно скучать. Хорошо помогал приемник.

18.20. уставшие и очень довольные наши путешественники приехали в лагерь. Быстро поужинали и стали сворачиваться. Хоть место и красивое но надо и домой.

Мишины воспоминания.

Переночевав, мы отправились в Липецк. До Липецка доехали без приключений. На дороге видели разбитую иномарку,
а потом метров через сто – разбитую «копейку»-это была авария. Перед Липецком сфотографировались около реки Воронеж.
Потом въехали в город, пополнили продовольственный запас и отправились кататься по Липецку. Знакомились с
достопримечательностями этого города и запечатлели их на фотопленку.

Изображение

Были в Нижнем парке, пили источниковую минеральную воду, посетили местный зоопарк, потом решили заехать в ГУМ.
Могу сказать, что этот ГУМ не похож на наш Тамбовский-больших размеров, большой выбор товаров. Но нас больше привлекли
в этом ГУМе велосипеды иностранной фирмы «TREK».

Еще немного поездив по городу мы отправились в наш лагерь. И опять!-по дороге в лагерь нас застал дождь.
Дима предложил встать под тент, но дядя Саша возразил: «Мы не сахар — не растаем!» И так, мы поехали.
Дядя Саша был прав насчет того,что мы не растаем — дождь вскоре закончился. Успешно доехав до лагеря мы, в течении 2-х часов,
делились увиденным с Александром Васильевичем.

Одним словом-все было OKей!!!

21 час вышли на дорогу. Без каких либо приключений добрались до реки Избердейка. На ночлег остановились в густых посадках.
Ночью там было ориентироваться трудно, запалили пионерский костер. Хорошо поужинав разошлись по палаткам.
Когда костер погас огромная луна стала заглядывать сквозь густую листву, на высоком черном небе высыпали звезды, ни ветринки.
Отбой был около 1 часа ночи. Ночью меня несколько раз будил сильный дождь.

13.07.98 г. Понедельник.

С утра идет дождь...
Часам к 10 он почти перестал. Готовим завтрак, сушимся у костра.
Саша сходил набрал грибов, много подберезовиков, еще больше сыроежек. Вкусно пообедали.
Около 11 часов ветер разогнал облака, вышло солнышко, высушило всю траву, буквально за час,
нам удалось просушить палатки, спальники, обувь, одежду и стали собираться в дорогу.

Около 15 часов. Вышли на трассу. Сильный попутный ветер, солнце в спину.
Решили посмотреть, сколько можно пройти при благоприятных условиях за час. Оказалось, что около 30 км.
После небольшого чаепития, в тот же день, без каких либо приключений добрались до Тамбова.

Карпук А.В. Тамбов 1998-2009 г.
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Вернуться в Веломобильные мероприятия 2011 г. и более ранние

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1