Резьбовые поворотные кулаки для веломобиля

Модераторы: AASergeev, kab, Anastasiamos

Резьбовые поворотные кулаки для веломобиля

Сообщение kab » 13 апр 2021, 17:14

:D
Поворотные кулаки для веломобиля.
(часть первая).


В веломобилях классической компановки с одним задним ведущим колесом и передними управляемыми колёсами, чаще всего, применяют поворотные кулаки двух типов, которые можно назвать:
 П — образными,
 L — образными.
Каждый тип имеет свои достоинства и недостатки, по больше части чисто технологического свойства.
Сегодня мне хочется рассказать о стальных поворотных кулаках П-образной схемы, применяемых на наших веломобилях.
Кулаки изготавливались из стального листа толщиной 3 мм, стали марки10КП на вырубном станке с ЧПУ.
Сейчас, в связи с широким распространением услуг по предоставлению услуг лазерной резки по вполне демократическим и посильным ценам, эта конструкция вновь может оказаться вполне востребованной.

Изображение

Поворотные кулаки сразу имели площадки под самодельные дисковые тормоза с клещевым приводом.
Но, если вспомнить, что кулаки разрабатывались в 1994 году, то это было более чем круто.
Хотя, эффективность клещевого зажима с фрикционными вставками из сухарей двигателя «Д-6» была относительно невелика,
тормозной путь при торможении всеми колёсами сокращался вдвое.

Изображение

В качестве поворотного шкворня, в нашей конструкции, использовались резьбовые втулки,
аналогичные использующимся в узле задней подвески.
Подобная конструкция позволила получить очень простой в изготовлении, необслуживаемый узел с возможностью регулировки зазора в соединении, достаточно малым усилием, необходимым для поворота кулаков, и хорошими демпфирующими свойствами.

Изображение

Подобные поворотные кулаки стояли на на наших веломобилях - «Зелёном» и «Жёлтом».

Изображение

Конструкцию оси использовал из широко известной статьи Мазурчака о своём переднеприводном веломобиле в журнале «Моделист-Конструктор».
Материал осей и режимы термообработки приходилось выбирать из доступных нам тогда технологий.
Оси выточили из стали 45 с последующим цианированием на глубину 0,3 мм. Эта технология требует более точного соблюдения режимов термообработки, чем более известная технология с изготовлением оси из стали 12ХН3А с последующей цементацией и закалкой.
В результате, первую партию осей сделали приличного качества, а две последующие ушли в брак, одни оси были перекалены и раскалывались как стекло, а другие, с испугу, - сыроватыми, дорожки качения раскатывало шариками подшипников примерно за 1000 километров.

Изображение

Для предотвращения проворачивания, оси имели фрезерованные лыски, вставлявшиеся в соответствующие по форме отверстия в поворотных кулаках.
Первоначально оси просто вставили на своё место в поворотные кулаки, но из-за малой площади контакта и высоких нагрузок, оси при езде, стало «выворачивать» вверх.

Вид на фигурное отверстие под ось в поворотном кулаке.

Изображение

Чтобы увеличить площадь контакта осей с поворотным кулаком, были изготовлены дополнительные шайбы из стали 45.
После их установки оси стали вести себя пристойно, сохраняя свою перпендикулярность поверхности поворотного кулака и параллельность земле.
Чтобы кулаки сохраняли свою правильную форму в них вваривались дополнительные пластины, которые образовывали жёсткое коробчатое сечение.
Сама конструкция поворотных кулаков была довольно удачной для единичного изготовления веломобилей, но требовался большой объём слесарных работ при их изготовлении, а самая главная трудность была в обеспечении параллельности колёс.
Поэтому, после поездки в Питер и знакомства с более интересной и технологичной конструкцией поворотных кулаков на веломобилях Галкина и Кудрявцева мы стали использовать другую конструкцию, лишённую недостатков сваренных из листа кулаков.

Передняя часть веломобиля "Жёлтый"
Рулевое управление.
Изображение


Александр Карпук. Тамбов. Ноябрь 2010 г.
Аватара пользователя
kab
 
Сообщения: 900
Зарегистрирован: 10 май 2011, 17:21

Вернуться в Как сделать, узлы и элементы конструкций

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4