Каретка.
Статья написана в 1998 году.
Каретка - один из самых тяжелонагруженных узлов в велосипеде, но не самый долговечный. Основные причины - архаичная конструкция, а главное - нарушение режимов термообработки при изготовлении на заводе. На веломобилях при езде используется упор спиной и за счет работы большего числа мышц развивается значительно большее усилие чем на велосипеде. К примеру на веломобиле
классической компоновки (с задним ведущим колесом и единой цепью ) если при остановке не переключиться на пониженную передачу и попробовать резко тронуться с места с максимальным усилием можно запросто порвать цепь или скрутить шатун.
Единственный способ сделать езду приятной - поставить в каретку стандартные подшипники, что и было сделано. Узел пригодн для установки в обычные велосипеды.
Замена кареточного механизма с так называемыми внутренними конусными подшипниками - когда конусы навинчены по левой резьбе на вал каретки ( применяется в велосипедах "Салют" и велосипедах Минского мотовелозавода ) производится очень просто.
В раму на место выбитых чашек каретки устанавливаем два подшипника типа 60203, с распорной втулкой между ними. Все пространство между подшипниками заполняем пластичной графитовой смазкой. Затем вставляем вал упорным буртиком в сторону ведущей звездочки, закручиваем гайку, проверяем легкость вращения и ... на долгие годы наслаждаемся легкой и приятной работой этого узла.
Подшипники садятся на место легкими ударами киянки, если же они идут с большим усилием,(редко, но и такое встречается) а на своем месте вращаются с трудом, придется подшипник выбить и пришабрить посадочное место, затем снова поставить подшипник на место и проверить легкость вращения , при необходимости операцию повторять до свободного вращения подшипника.
С 103-ми подшипниками вал можно использовать в каретке традиционной конструкции, потребуется большой объем подгоночных работ шабером, чтобы добиться необходимой легкости вращения подшипников. Резьба при этом естественно будет удалена.
Подобные каретки стоят на:
Веломобиле ЖЕСиК
Оранжевом велосипеде-гибриде Bella
Дамском велосипеде-гибриде с немецкой рамой.
Классическом тандеме "Ягуар"