Что такое бреветы, и кто такие рандоннеры?Источник:
http://caravan.hobby.ru/maraph.htmlПервым официальным сверхдальним веломарафоном в Росии принято считать веломарофон 1895 года Петербург-Москва, хотя он точно был не первый (смотрите краткую историю вопроса).
На Западе сверхдальние веломарафоны принято называть бреветами, а их участников рандоннерами, а все движение - рандоннерским.
Основное значение слова бревет (brevet) (фр) - диплом, аттестат, свидетельство; экзамен на получение свидетельства, диплома.
Узко-специальное значение слова бревет (brevet) (фр) - велогонка на большие расстояния, проходящая по шоссейным дорогам общего пользования.
Слово рандоннер - это калька с француского Randonner, что в переводе с французского означает ходить в походы, совершать большие прогулки, а Randonneur - любитель, ходить в походы; участник, похода, прогулки.
Иное значения слова рандоннер ("randonneur") - это "долгое время слоняющийся без дела человек", а также "плутающий вокруг логова зверь".
Мы думаем, что французы не обидятся на нас, если мы не будем по-русски говорить и на кириллице писать "рандоннёр", а будем писать и говорить "марафонец", "велосипедист". (Во Франции очень бережно относятся к родному языку и избегают употребления иностранных слов там, где это не нужно). По тем же соображениям будем мы и избегать слова "бревет", а использовать слова "веломарафон", "велопробег".
Суть мирового веломарфонского движения составляют велопробеги от 200 до 1200 км и более, выполняемые велосипедистами многих стран Мира по Правилам, разработанным Парижским Клубом AUDAX CLUB PARISIEN (АСР) (Парижский клуб отважных (отчаянных)) в соответствии с Международным Календарём Всемирной Ассоциации веломарафонцев RANDONNEURS MONDIAUX (RM).
Главный сегодняшний мировой любительский веломарафон (бревет) - это PBP ("ПАРИЖ-БРЕСТ-ПАРИЖ - 1200 км"). Он начал проводится во Франции в 1891 году с тем же названием и по тому же маршруту поначалу раз в 10 лет, но для профессионалов как гонка. (Для сравнения старейшая велогонка для профессионалов Тур де Франс проводится с 1903 года).
Парижский же клуб рандоннеров ACP (Парижский клуб отважных (отчаянных)) был создан в 1904 году. После раскола клуба в 1921 году на две части - гоночно-спортивную и марафонскую, создаётся организация BRF (BREVETS de RANDONNEURS FRANCAIS) - французское сообщество марафонцев-рандоннеров.
C 1931 года марафон PBP перестает быть соревнованием профессиональных гонщиков. Появляются квалификационные бреветы. В настоящее время марафонцы должны пройти следующие квалификационные марафоны: 200 км – за 13ч 30 мин, 300 км – за 20 ч, 400 км – за 27 ч, 600 км – за 40 ч.
В том же 1931 году клуб ACP стал соорганизатором, а позже и основным организатором веломарафона "Париж-Брест-Париж. 1200 км". В течение многих лет клуб ACP совершенствовал правила и организацию проведения веломарафонов.
Постепенно марафон обретает свою нынешную идеологию, свой дух. Главное - преодоление самого себя, бревет - не соревнование спотсменов, любое ранжирование участников по времени прохождения запрещено. Все уложившиеся в контрольное время получают зачет и медаль.
После войны марафон стал проводиться чаще, сначала с интервалом в 5 лет, потом и каждые 4 года.
Под влиянием и с прямым участием клуба ACP созданы в 1976 году Европейская ассоциация марафонцев-рандоннеров (BRU - BREVETS RANDONNEURS EUROPEENS), а затем и Всемирная Ассоциации рандоннёров (RM - RANDONNEURS MONDIAUX) в 1983 году. Страны основатели: Франция, Англия, Швеция, Испания (плюс Страна Басков), Бельгия, Канада, Австралия и США. К 2011 году ассоциация насчитывает около 39 стран-участниц.
Огромный вклад в развите движения внес Роберт Лепертель (род. 11.11.1924). Он создал как Европейскую ассоциацию марафонцев рандоннеров (BRU) так и всемирную Ассоциацию Рандоннёров (RM). Роберт Лепертель был президентом АСР с 1967 года по 1983 год и главным организатором PBP с 1966 года по 1995 год. (Смотрите беседу с Робертом Лепертелем на сайте американских марафонцев-рандоннеров
www.rusa.org, которая состоялась в 2007 году, на англ. яз.)
В год 100-летия (1991) велопробега Париж-Брест-Париж Жан-Клод Мюзеллек (Швеция), Президент RM, и Президент ACP того времени Жан-Клод Мас подписывают протокол соглашения, уточняющего, что:
ACP единственный правомочен регистрировать Brevets de Randonneurs Mondiaux (пробеги мировых рандоннёров) "200", "300", "400", "600" и "1000" км в мире;
Randonneurs Mondiaux правомочны регистрировать Brevets de Randonneurs "1200" км и БОЛЕЕ (исключая PARIS-BREST-PARIS) с момента признания Правил ACP и P.B.P;
Никакая организация Brevet типа "1200" км не может иметь места в год проведения пробега Paris-Brest-Paris (каждые четыре года).
Президент RM избирается на 4 года после очередного "Париж-Брест-Паижа". С 2003 года Президентом RM являлся Ханс Дусинк (Австралия). В 2009 году Роберт Ледюк из Нидерландов (Robert Leduc) был избран на пост Президента Всемирных рандоннеров (Les Randonneurs Mondiaux).
"КАРАВАН" также одним из первых в России примкнул официально к мировому рандоннерскому движению - в 1995г, и некоторе время самостоятельно представлял центральную Россию в ACP, пока французы не стали жестко придерживаться правила: одна страна - один представитель. Руководил тогда этим направлением в клубе Михаил Гаврилов.
Сейчас Россию в целом на международном уровне представляет "ОРВМ" - организация российских велотуристов-марфонцев (основатель В. Комочков). (Велоклуб "Орион" , г. Волгоград. На базе этого клуба и действует ОРВМ).
КОМОЧКОВ Валерий Анатольевич 1948 года рождения.
Доцент ВолгГТУ, кандидат технических наук.
Руководитель университетской секции велотуризма с 1993 года.
Достаточно свободно владеет французским.
Директор велоклуба Орион со дня основания Клуба, Председатель клубной МКК с 1994 г., президент велоклуба Орион с 2004 г. Член Российской МКК по велотуризму с 1998 г. Инициатор развития рандоннёрского движения в России с 1994 г.; с 1995 года - ответственный за координацию веломарафонного движения в России от Парижского Клуба Audax Club Parisien (ACP) и Всемирной Ассоциации рандоннёров RANDONNEURS MONDIAUX (RM).
Редактор вестника российских веломарафонцев "Российский рандоннёр" с 1987 г. Организатор первого участия российских рандоннёров в Международном супервеломарафоне "Париж-Брест-Париж" в 1995 г.
Разработчик Положения о проведении веломарафонов RM в России на основе Правил ACP.
Сайт Российские рандоннеры содержит основные сведения о Российском движении.
Однако, правила проведения, установленные для BRM (BREVET RANDONNEURS MONDIAUX) весьма забюрократизированны и явно не прижились в вольном «КАРАВАНЕ». Тем не менее, для всех желающих в RM регистрируются те пробеги «КАРАВАНА» (или же участки дистанций этих пробегов), требования в которых не ниже, чем в BBRM. Эти (на наш взгляд, абсолютно ненужные) формальности требуются, в частности, для допуска к Международным веломарафонам.
Самым титулованным из Международных пробегов является супервеломарафон Париж — Брест — Париж, например, в PBP-1999 года участвовало свыше 3500 марафонцев из многих стран мира.
Марафон PBP особо сильно забюрократизирован. Право участия в супервеломарафоне Париж — Брест — Париж (1200 км за 90 часов) предоставляется всем велосипедистам, прошедшим до конца июня и зарегистрировавшим по правилам «ACP» не менее четырех квалификационных этапов — пробегов не менее чем на 200, 300, 400 и 600 километров.
Большой проблемой для организаторов марафона PBP стало все более увеличивающиеся количество желающих зарегистрироваться на марофон, которое может достичь в 2011 году 7000 - 8000 человек.
Поскольку число участников РВР уже в 2007 превысило допустимые пределы, Audax Club Parisien изменяет правила регистрации на PBP-2011, разрешая регистрироваться раньше других тем индивидуальным марафонцам, котрые прошли квалификационые марафоны еще в 2010 году, и вводит квоты для стран на количество участников, которые рассчитыватся в зависимости от достигнутых результатов страной.
Новые требования к отбору участников на РВР 2011 были представлены в сообщении Жана-Гальбера Фабюреля в 2009 (Отв. АСР по мировым рандоннерам). Перевод на сайте Российских рандоннерев в вестнике "Российский рандоннер" N 37
Как вариант изменения правил для сокращения количества участников Роберт Лепертель предложил следующее: "Участники должны быть лучше подготовлены для реализации этого испытания. Рассматривается предложение выполнения в течение 2-х лет (2010, 2011) квалификационных бреветов 200-300-400-600 и 1000 км либо в 2010 либо 2011 г, а также сократить на 8% норматив времени для тех, кто заявляется на РВР."
Кроме PBP существует много других международных марафонов, проводящихся по правилам ACP.
Есть не менее сложные и престижные, но немного менее забюрократизированные марафоны: Лондон-Эдинбург-Лондон, трансамериканский марафон Race Across America (RAAM) (для справки ссылка о сверхдлинных гонках и мероприятиях)
Как проходят веломарафоны (бреветы)?
Если говорить коротко, то такие веломарафоны (бреветы) проходят по шоссейным дорогам общего пользования с соблюдением установленной последовательности и времени прохождения контрольных пунктов.
На старте каждый участник получает карточку бревета и маршрутный лист, на котором указаны маршрут, местоположение контрольных пунктов и временные интервалы, в течении которых открыты контрольные пункты. Участники должны прибыть на каждый контрольный пункт между стартом и финишем, в то время, пока контрольный пункт открыт.
На маршруте движения возможна установка контрольных пунктов на которых не присутствует представитель организаторов. В этих контрольных пунктах участник должен получить печать на карточке бревета в местном учреждении, которое организатор определяет как контрольный пункт, например в магазине или на бензоколонке.
Для контрольных пунктов, где нет возможности получить печать (прибытие в середине ночи например), участник может произвести одно из следующих действий:
отправить по почте в открытку с информацией о контрольном пункте организатору бревета;
записать в карточку бревета опозновательную информацию о предопределенном ориентире или знаке на контрольном пункте, а также отметить время и дату прохождения пункта
Организаторы могут также устанавливать необъявленные заранее контрольные пункты на маршруте для контроля за соблюдением участником маршрута движения. Все нарушения правил фиксируются и принимаются во внимание для расчета конечного результата. Задача – набрать меньшее количество штрафов (в том числе штрафов за отсутствие отметок прохождения контрольных пунктов, опоздание на старт, нарушение требований безопасности, и др.) во время движения.