Красный лайнер

Или история постройки лигерада-тандема Red Spark,рассказанная и собственноручно записанная его автором и конструктором Александром Сергеевым.



Тандем-лигерад был задуман ещё тогда когда был изготовлен и обкатан переднеприводный лигерад – летом 2010г.

Тандем сразу задумывался полноприводным, конфигурация заднего привода была отработана ещё на заказном длиннобазнике. Рама тандема представляет собой прямую трубу, на которую надеваются все остальные съёмные элементы конструкции.

Для увеличения жёсткости рамы установлена тросовая растяжка.

Сиденья состоят из трёх взаимозаменяемых частей с широким диапазоном регулировок.

Вилка переднего ведущего колеса была изготовлена самостоятельно из труб 30х2 мм.

Все элементы конструкции закрепляются на раме с помощью хомутов согнутых из листа толщиной 1,5 мм.

23.12.2010

Решил сам сделать переднюю рулевую ведущую вилку для лигерада-тандема, на первом моем лигераде стоит переделанная велосипедная (быстро но коряво).

Взял 2 продольных реактивных тяги от классики «жигулей» — труба 30х2мм, отрезал концы с сайлентблоками и отчистил от краски трубы (потом, когда все сварится, делать это очень неудобно.

На трубу, от рамы старого велика, 28х1.5 максимальной длины одеваю точеную втулку с посадкой для нижнего конуса длиной 50мм с просверленными отверстиями под сварку.

Саморезами, с торцов, прижимаю эту трубу к листу дсп, не обрезая по длине ,так проще выставить параллельность рулевой трубы с колесом. Перья вилки вырезаются из 4мм листа железа и с помощью простейшего кондуктора из резьбовой шпильки и 4гаек, также саморезами прижимаются к ДСП, ориентируя относительно центральной трубы.

Боковины и плечики вилки удобно нарезать на торцовке с отрезным диском, где можно четко выставить нужные углы.

Для перьев в боковинах вырезаны проемы для более прочной и аккуратной сварки. Полученные заготовки, так же саморезами, креплю к ДСП, контролируя углы и зазоры между ними. Прихватив сваркой все детали между собой еще раз, контролирую углы и размеры, после чего, провариваю все стыки.

Сняв вилку со стапеля и доварив  швы, надрезаю «болгаркой» с двух сторон и отламываю ставшую ненужной центральную «монтажную» часть трубы. Для повышения прочности, снизу в рулевую трубу вставляется 10-12см отрезок «джокерной» трубы 25х1.2 и, через предварительно просверленные отверстия, приваривается к рулевой трубе.

В моей конструкции используется резьбовой верхний конус, для упрощения и облегчения, поэтому плашкой 28х1 нарезаем резьбу на рулевой трубе нужной длины.

 

22.02.2011.

Утром позвонил Шеф — отменил работу из за мороза ниже 30градусов. Решил изготовить новое крепление задней педальной каретки с более низким расположением педалей. Откопал, в прямом смысле из под снега, из «старых заготовок» проточенную трубу 53х1,5 для хомута и трубу каретки с резьбами.

Обрезки джокерной трубы 25х1 сантиметров по 30-45, недели 2 назад подобрал возле мусорных контейнеров, прямо в пакете, когда сам выносил мусор.

Из куска ДСП, резьбовой шпильки и пары саморезов, сделал простейший кондуктор, на котором закрепил трубу и втулку под углом 90гр и 25см между собой. Пилить и варить вышел на улицу,

МОРРРОЗЗЗ И СОЛНЦЕ день чудесный!

Припилил джокер, прихватил точками, проверил перпендикулярность каретки к хомуту, после чего разобрал кондуктор и обварил все сплошным швом.

Резьбовые боночки, наточил сам еще летом. Для изготовления хомутов прикручиваю к приспособу с продольной прорезью, от какой то мебели, очень удобно, можно установить нужное кол-во, с нужным интервалом, обычными болтами с дистанционными гайками. Варю две точки, снимаю приспособление, обвариваю вкруг осторожно в тонких местах бонок. После этого прорезаю болгаркой трубу хомута вместе с бонками, оставляя в них стенки для упора головок болтов. После затачивания швов снаружи и внутри, деталь установил на раму лигерад-тандема.

 

06.02.2011.

Заезжал Вадик, присели на тандем вдвоем, выяснилось, что труба рамы сильно пружинит и раскачивается. Вадим предложил усилить ее параллельной трубой 25х1мм в 20см от основной рамы, «прикончив» идею о возможности замены элементов тандема и регулировок.

Приварить такую трубу никогда не поздно, но я двинул тему с тросовой растяжкой и упорной стойкой, какие используют для усиления длинных приставных лестниц, верхних частей парусных мачт(краспицы)и т.д.

Сгоняли в магазин, благо сейчас можно просто пойти и купить, а не  как в детстве, пробираться, как диверсант, на самолетное «кладбище» и снимать с порезанных ИЛов тросики и талрепы.

Купили 2 метра — 3мм троса в пластиковой оболочке, талреп, коуши и зажимы.

Для стойки (временно)поставили джокерную 25см трубу, заделали коуши на трос и талреп. Для крепления троса спереди, в углу у рулевой колонки приварили косынку толщиной 4мм с отверстием под болт 8мм. Назад подобрал каленый крючок из полосы 20х3мм с отверстием.

Установили трос с талрепом на место и натянули. Присели вдвоем, трос натянулся, с хрустом выбирая зазоры и слабину. Встали и подтянули трос еще. Труба стала вдвое жестче, правда издалека в свободном (без седоков) состоянии стала напоминать старинный английский стрелковый ЛУК, а трос при толчках работает гасителем колебаний.

Роль основной стойки будет играть опущенная на 25см и сдвинутая вперед, почти на 40см, задняя педальная каретка.

 

26.02.2011.

Суббота, выходной, решил заняться сборкой сидений лигерад-тандема.

Крышку из алюминия от старой стиралки аккуратно разрезал ножницами по металлу на два подголовника, края заготовок обточил напильником. Каркасы подголовников разметил по периметру и просверлил насквозь сверлом д2.5мм. Через эти отверстия удобно размечать точки сверления в листах под саморезы.

Алюминий прикрепил к каркасу подголовников саморезами «клопами», можно с прессшайбами, но трудно заворачивать. Нижнюю часть сидений усилил, приварив поперечную полоску металла между концами трубы. На спинки и седалища пригодился кусок старого 2мм дюраля, найденного мною в подвале заброшенного дома. Вода и время сделали большие дыры, но то что осталось, хватило на сиденье к «Трансформеру», два седалища и одну спинку к тандему.

Дюраль пришлось резать «болгаркой», ножницами только углы закруглял, после обработки кромок напильником, листы прикрутил «клопами» к каркасу. Долго ломал голову над узлом крепления опорной трубы спинки сиденья, остановился на простом хомуте из мягкого алюминия, стяжного болта м6, с опорой трубы на хребтовую раму.

 

13.03.2011.

Воскресенье, погода класс, +3 солнечно!

Вышел на улицу  попробовать, как будут смотреться на тандеме, сшитые мною вчера, новые красные чехлы. Для подголовников вставил внутрь пенорезину, толщиной 4см. При обтяжке шнура из 1.5мм лески, выяснилось что пластина должна иметь максимально округлую форму для надежного крепления завернутого края чехла. Пришлось откручивать пластину от каркаса и обрезать по радиусу прямые места. После сборки установил подголовник на место, на фоне бело-серо-грязного окружающего пейзажа красный подголовник смотрится классно!

Пока любовался, приехал Вадик варить новую раму нового лоурейсера. В качестве стапеля решили использовать дверь из 25мм триплекса, подаренную мне накануне за самовывоз.

Вадик подгонял и стыковал привезенные с собой трубы новой рамы, а я прихватывал точками сварки и после проверки, обваривал сплошным швом все стыки. В перерывах между сварками заменил и накачал камеру переднего колеса тандема, и собрал переднее сиденье тандема. Когда Вадим закончил заниматься своей рамой, он присоединился к сборке тандема.

Вместе мы установили подпорку заднего сиденья и еще раз проверили соосность всех элементов тандема. После этого Вадиму пришла идея устроить пробный выезд на тандеме, я стал его отговаривать, ссылаясь на то, что нет руля, тормозов, крыльев и дороги. В нашем не сквозном проезде ледяная колея еще глубиной 25-30см.Но у Вадика что называется «загорелось» и он, схватив тандем в охапку и попросив меня подложить что-нибудь под спину, пошел на соседнюю улицу. Там дорога уже растаяла и просохла.

Садимся на тандем по очереди, сначала я впереди, наклоняя тандем и перенося ногу через раму, затем Вадим сзади. Пока у Вадика обе ноги на земле ставлю свои обе ноги на педали и трогаюсь, переключатели скоростей пока не работают, поэтому трогаться тяжеловато, но когда Вадик начинает крутить педали, набираем хорошее ускорение.

Рулю, держась двумя руками за изогнутую рулевую трубу. Сильно не разгоняемся, но удержать аппарат на прямой, почему-то очень трудно — «руль» все время пытается  повернуть влево или вправо, не зависимо от того, крутить педали или нет.

Это сказывается наличие слишком большого трейла передней вилки, измерением которого я пренебрег при изготовлении.

По приезду к дому я сделал надрезы в верхней части передней вилки и согнул ее вперед. Трейл вроде бы стал меньше, но шатуны при повороте стали касаться покрышки.

С новым трейлом надо будет еще раз попробовать прокатнуться, но на сегодня закругляемся, а то жена гонит в магазин за шашлыком, который мне еще и жарить.

 

13.

Сегодня  вечером были сделаны первые фотографии будущего лигерад-тандема. Это телескопическая педальная каретка и еще не приваренная рулевая колонка.

Проект тандема был задуман сразу после изготовления и обкатки одноместного переднеприводного лигерада. Задний привод  и посадка «второго номера» была отработана еще на заказном длиннобазнике, но пассивный руль, скорее всего, переместится под сиденье.

Успешная эксплуатация переднего привода показала его неприхотливость и надежность, но вилку переднего колеса теперь буду делать сам.

На днях заходил в велоклуб, где всегда большой выбор новых и б/у-шных вилок, есть алюминиевые, очень похожие на то что мне нужно, но «растянуть» их до ширины задней втулки не сломав нереально да и дорого. Правда была мысль уменьшить ширину ведущей втулки и даже изготовлен опытный образец, который пока «начерно» заспицован и ждет своей «участи».

6.11.2010.

Сегодня занимался изготовлением каркасов сидений. В качестве материала для них была порезана старинная железная раскладушка, прекрасные гнутые элементы и прямые участки из трубы 16х1.

Нижние части сидений и подголовники решил сделать одного размера и формы с той лишь разницей, что на подголовниках не будет поперечного усилителя из полосы 20х2мм.

Высоту спинок решил сделать разного размера, примерно в 10см, одну под свой рост, другую под рост Вадика, так как обкатывать тандем наверно будем мы вдвоем. Сиденья планируются сделать быстроразборными, для возможности замены их элементов на  другие и широких регулировок по наклону спинок и подголовников.

Гнутые под прямым углом элементы труб загинаю на больший угол,  до совпадения с шаблоном из картона, на трубогибе из тисок и подходящего по диаметру «блина»от гантели.

Соединительные ушки изготовил из листа 3мм железа, нарезав его полосами 16х30мм и просверлив отверстия ф8мм. На половину своей длины они вставились в соответствующие пропилы в торцах трубок, где были надежно приварены ВДОЛЬ трубы. Узлы основы сидений, которые одеваются на хребтовую трубу рамы, были изготовлены мной заблаговременно, а сегодня извлечены и установлены на раму тандема. Подогнав торцы элементов, болтами м8 под внутренний шестигранник, собрал каркасы обоих сидений.

Для регулировки наклона спинки были изготовлены поперечины с вваренными в торцы трубы гайками М8 и хомутом посередине для фиксации подпорки. После проверки параллельности продольных трубок спинок, изготовил и вварил поперечные трубки спинок и усилительные полосы нижних частей сидений.

 

16.03.2011.

Работы в автосервисе сегодня не густо, поэтому занялся своими железками. Решил переделать «мягкий» задний маятник, сделанный в прошлом году, но забракованный по причине большого люфта, в жесткий для тандема-лигерада.

Просто приварить хомут к вилке было бы не красиво и прибавило лишний вес.

Для начала, спилил шпильки, которыми соединялись через металлические и резиновые втулки части подвески. Наложив детали одна на другую, разметил  места резов и распилил болгаркой маятник на две половинки. На кондукторе выставил опору и закрепил две половинки маятника .Хомут пришлось еще подтачивать на точиле, частично стачивать треугольные приливы, служившие для крепления шпилек.

Установив хомут на кондуктор, специальной трубой проверил правильное расположение всех деталей и прихватил сваркой между собой.

После проверки на реальном колесе, проварил все стыки сплошным швом. Вечером дома установил заднюю вилку на раму, навесил переключатель и цепь, поставил колесо, все вроде бы нормально подошло. Ушки крепления тормозной машинки потом срежу и приварю по месту.

 

17.03.2011

В обед на работе хотел сварить железный руль, крутил в руках трубки от рулей дорожного и горного великов. Хотелось сделать регулировки ручек чуть ли не во всех плоскостях, но собиралась очень громоздкая конструкция. Нашел у себя в шкафу загнутый на 90 градусов кусок от алюминиевой раскладушки и его вес поставил точку в моих изысканиях.

Из двух 30мм отрезков труб ф25 и 28мм с внутренним ф23 и 26мм соответственно и двух точеных бонок сварил два хомута, которые, в последствии, сварил между собой. Получился легкий узел крепления алюминиевого руля к рулевой трубе.

Он позволяет регулировать положение руля на 360 градусов в двух плоскостях а так же вперед-назад и выше-ниже.

По приезду домой, собрал рулевое управление и установил тормозные ручки для наглядности, на одноместном лигераде примерно такая же конструкция, но раза в два тяжелее.  Потом переделаю.

Подобрал подходящий по длине трос с рубашкой, наладил передний дисковый тормоз, благо диск и машинка стояли на своих местах.

Решил прокатнуться в одиночку, заодно опробовать переднюю вилку с измененным трейлом.

Тронулся с места без проблем, за счет длинной базы не пробуксовывает. Руль стал более послушным, не пытается сам повернуть, а если не крутить педали то стабилизируется, так что  можно ехать без рук. ОТЛИЧНО.

По приезду сфоткал себя на заднем сиденье, посмотреть где должны располагаться рукоятки заднего пассажира.

 

18.03.2011.

На работе сварил хомут крепления заднего «руля» из заготовок которые делал ранее. Вечером хотел установить на тандем, но оказалось, что кончились болты под шестигранник, поэтому установку «руля» отложил на воскресенье. Сделал несколько фоток на фоне нового красного чехла.

20.03.2011.

Утром приехал Вадим, сгоняли за болтами под шестигранник. Вадим привез раму своего нового лигерада на сварку.

Я занялся установкой заднего «руля». Для этого ослабил талреп тросовой растяжки и снял крепежный крюк с заднего торца рамы. Затем отпустил болты хомута крепления задней вилки и снял ее. Хомут заднего руля можно установить и перед хомутом сиденья, но пока попробую поставить его сзади. Из алюминиевой раскладушки вырезал два изогнутых на 90 градусов элемента для рукояток. Вставив рукоятки в гнезда и, отрегулировав по высоте, затянул все болты. Пробная поездка выявила недостатки этой конструкции:

во-первых, требуются более длинные руки,

во-вторых, при интенсивном педалировании рукоятки норовят согнуться,

в-третьих, увеличивается поперечный габарит конструкции.

 

25.03.2011.

Изготовление нового заднего» руля» начал с того что демонтировал прежний. Прикинув с Вадиком, новый задний «руль» у второго номера должен располагаться примерно там же, где у первого номера настоящий руль соответственно. Крепиться он будет за спинку первого номера.

Для большей жесткости решил разнести крепление на три точки. Изготовил  две стойки с ушками под болт м8 из трубы 16х1мм, длиной 25см.

Жестко прикрутив эти стойки к спинке первого номера на уровне будущего «руля» попробовал присесть а потом встать с заднего сиденья. Оказалось, что сделать это с жестко установленным «рулем» очень неудобно. Руль решено сделать откидным вверх, до стойки переднего сиденья с тросовым ограничителем в «нижнем рабочем» положении.

Из старой шоссейной системы вырезал две серьги и фирменными болтами соединил их со стойками. Получилось шарнирное крепление откидного «руля», с которым посадка и покидание заднего сиденья стало намного удобнее. Затем в кондукторе сварил стойки между собой и с хомутом из трубы 25х1.2 для установки «руля» из раскладушки. На концах 3мм троса нужной длины заплел два кольца. Одно завел под болт рулевого хомута, другое надел на болт торцевой заглушки опорной трубы переднего сиденья.

Заходил Василич, прокатился со мной на тандеме с новым задним рулем. Ему было непривычно ехать вторым номером, но руль понравился.

 

3.04.2011.

Сегодня буду заниматься изготовлением и прокладкой тросов управления тормозами и переключения скоростей. После неудачных поисков длинного тормозного троса заднего тормоза, нужен длиной около 3х метров,  решил изготовить его самостоятельно.

Для этого купил 2х мм трос  для хозяйственных нужд в пластиковой оболочке и, очистил его, получился отличный 1.5 мм оцинкованный гибкий трос. Для изготовления бобышки взял 7мм отрезок медной трубки ф6мм и просверлил в ней посередине отверстие ф2мм, после этого просунул через это отверстие кончик троса и завязал его узлом. Больших усилий стоило мне втянуть узел троса внутрь трубочки. Для облегчения процесса нужно было сначала заделать трос в трубку, а уже потом отрезать трубку в размер.

Затем с помощью паяльной кислоты и паяльника облудил и залил оловом получившуюся конструкцию. Обработав мелкие погрешности напильником, получил практически заводскую бобышку тормозного троса. Рубашки тросов тормоза и переключения скоростей были куплены заранее с запасом. Прокладка остальных тросов не вызвала затруднений, их длина соответствует велостандартам.

 

На этом собственно процесс изготовления тандема-лигерада закончился, и, после покраски всех деталей порошковой краской, началась практически каждодневная регулярная и интенсивная эксплуатация аппарата.

 

Александр Сергеев.  г. Тамбов. Декабрь-июнь 2011г.